Актер Артем Ткаченко: До сих пор появляются сомнения, той ли профессией я занимаюсь
В новом сериале «Экспроприатор» от создателей «Тени исчезают в полдень» и «Вечный зов» — режиссеров Владимира Краснопольского и Валерия Ускова — Артем Ткаченко играет преступника по кличке Юрка-Барон, которого в «Бандитском Петербурге» сыграл легендарный Кирилл Лавров.
— Артем, действие фильма происходит в 60-е годы прошлого века. Интересно было погрузиться в атмосферу того времени?
— Для меня это время очень далекое (улыбается). В 60-х и мама моя была еще юна. Мне очень помогло интервью сценариста Андрея Константинова, которое он взял у Юрия Алексеева (реальный Барон, которого и играл Артем в «Экспроприаторе» — прим. «ВМ») незадолго до его смерти. Очень много рассказывал режиссер Краснопольский, ведь во времена существования моего героя он уже был взрослым человеком. Владимир Аркадьевич — это человек-энциклопедия, и больше всего помощи я получил от него.
— Реального человека легче играть, чем выдуманного персонажа?
— У нас не было задачи делать трафарет с героя. Вопрос документальной точности не стоял. Проще, наверное, существовать в образе полностью выдуманного героя, который совершает выдуманные поступки. Но здесь мы придерживались некой канвы и материала, который написал автор.
— В сериале закручивается практически детективная история вокруг шофера Ленина Гиля, который был законопослушным человеком и опубликовал в общем-то безобидные дневники еще в советское время. В фильме же за его дневниками охотится НКВД. Это выдуманная история или открылись новые исторические факты?
— Скажу честно, снимали мы эту историю аж четыре года назад, и мне пришлось вспоминать, о чем сценарий, буквально вчера (смеется). Не могу с уверенностью сказать по поводу исторических точностей или неточностей. Но мне хочется верить, что процентов восемьдесят этой истории реалистичны. В интервью Юрия Алексеева множество интересных фактов. Многие мы даже не смогли уместить в этой истории, несмотря на то, что действие фильма охватывает 40 лет. И он не столько про вора Юрия Алексеева, который из 62 лет своей жизни 27 провел в местах лишения свободы. История выстраивается вокруг драматических событий жизни этого героя.
— Фильм — фактически предыстория культового сериала «Бандитский Петербург», в котором героя по кличке Барон играет Кирилл Лавров. Смотрели этот сериал?
— Я смотрел «Бандитский Петербург», когда он вышел. Это, наверное, был 1997– 1998 год. Я сознательно не пересматривал работу Кирилла Лаврова, отдавая себе отчет в том, что, естественно, будут сравнения. Я решил обезопасить себя, делая этот образ с чистого листа, если можно так сказать.
— Еще в «Бандитском Петербурге» Барон говорил, что забирает награбленные ценности у не совсем честных людей. Вы верите в благородных разбойников?
— Если в хороших картинах, таких как «Берегись автомобиля», автор транслирует мысль, что бывают положительные разбойники, то как же в них не верить? Мы же с детства прекрасно знаем, кто такой Робин Гуд. Вот для меня мой Юрий Алексеев — в каком-то смысле Робин Гуд. Человек с большой дороги, разбойник, но благородный, со своими целями, честный, несмотря ни на что. Поэтому, пожалуй, да: благородные разбойники существуют.
— Совсем скоро еще одна громкая премьера с вашим участием — фильм «Союз спасения». Это история декабрьского восстания 1825 года. Как относитесь к этой эпохе, к этому событию?
— Конечно, я изучал это время. И так совпало, что Андрей Кравчук пригласил меня на пробы, а я как раз читал «Князь. Записки стукача» Эдварда Радзинского. Гулял по Питеру, впитывал атмосферу, историю... Пригласили меня пробоваться на одну роль, но в итоге я сыграл другого персонажа. Я бы согласился на любую роль в этом фильме, даже просто постоять в массовке. Как отношусь к самому историческому событию? Как к факту истории, не более того. А кто был прав, кто виноват — сложный вопрос. Невозможно кого-то оправдывать или обвинять...
— Вам интереснее работать в исторических проектах или вас как актера современность больше волнует?
— Все зависит от персонажа. А что касается жанров, я на самом деле рад, что у меня такая многожанровость. Сейчас я снимаюсь в Питере у братьев Антона и Ильи Чижиковых в проекте «Казанова в России». Это приключенческая драма с элементами комедии, местами фарса. И это очень увлекательно! Жанр диктует манеру игры, в каждом новом жанре я открываю для себя какие-то новые грани и стороны, это всегда новая задача. Для актера это огромное удовольствие, когда есть возможность показать себя с разных сторон. И с профессиональной точки зрения это, конечно, вызов.
— К вам совершенно не «приклеилось» какое-то одно амплуа. Вы такой везунчик?
— Да бог его знает. И удача, и везение, конечно, и вопрос профессионального доверия режиссеров и продюсеров.
— Ваши родители не связаны ни с театром, ни с кино. Когда пришло осознание, что будете актером и все у вас получится?
— У меня не было ощущения, что все получится. До сих пор иногда появляются сомнения: а той ли профессией я занимаюсь, в правильном ли направлении иду... Но этому пути я посвятил свою жизнь. Не знаю, как сложится: может, я буду идти по нему дальше, а может быть, и нет. Не могу сказать, что осознание будущей профессии пришло ко мне в детстве. Но я попал в правильное место, в театральный класс. Это случай, потому что в эту школу перешла моя сестра. И мы подумали: а почему бы мне не попробовать поступить?
— Вы учились играть на духовых инструментах. Это был ваш выбор?
— Да, такой момент был в моей жизни. Это была военная музыкальная академия, где дети ходили в форме и при этом учились играть на музыкальных инструментах, чтобы играть в военном оркестре. Нас было четыре друга, мы вместе туда пошли. Но я продержался недолго и через две недели перевелся обратно в свою 22-ю школу, где и продолжил заканчивать девятый класс.
— Что помешало связать свою судьбу с военно-музыкальной службой?
— Слишком много порядка там для творческого человека (улыбается).
— Были ли в вашей жизни люди, которым вы благодарны за то, что пришли в актерскую профессию?
— Это мой мастер в театральной студии Борис Иосифович Бейненсон и Ольга Анатольевна Ошник, преподаватель по сценической речи еще в школе. Они и есть мои крестные родители в профессии, царство им небесное...
— А как мама отпустила вас в Москву?
— Ну а как мамы отпускают детей? С болью, с чувством, что, скорее всего, сын уезжает навсегда. Как, собственно, и произошло.
— После какого проекта вы почувствовали себя популярным?
— Все началось после «Меченосца» (боевик режиссера Филиппа Янковского, 2006 год — прим. «ВМ»). Тогда какие-то осколки популярности начали долетать до меня. Попал я в это кино банально — прошел пробы, и меня утвердили.
— Не спрашивали у Филиппа Янковского: «Почему именно я?»
— Нет. Что за кокетство такое? (улыбается) Выбрал — значит подошел. Вот и все.
— Молодой актер, а тут такая известность, голова от успеха не закружилась?
— Нет, мне не приходилось бороться с собой. Я не тщеславный человек. Не испытываю каких-то умопомрачительных чувств от того, что меня узнают на улице.
— Как выживали в Москве?
— На стипендию. Как у всех, были какие-то подработки, халтуры. Ходили в костюмах по домам культуры, изображали то героев сказки, то Деда Мороза... Когда приезжал в Калининград на каникулы, подрабатывал: например, в баре пиво разливал, танцевал в каком-то клубе. Как-то пытался сводить концы с концами. Ну и родители что-то присылали, помогали.
— Не пожалели ни разу, что выбрали эту дорогу?
— В студенчестве нет никаких сомнений. Ты молод, полон сил. Только уверенность, только вперед.
— Вы учились в Щепкинском училище. Серьезно к учебе относились? Угрозы вылета не было?
— Было дело... Из-за поведения на первом курсе. Что-то там мы не поделили в общежитии, и была драка. Но это нормально, бывает.
— Не рассматривали театр как место постоянной работы?
— Невозможно служить только в театре и обеспечивать семью. Может быть, когда я пойму, что дети у меня получили образование и мне не нужно задумываться о том, как я завтра прокормлю себя, тогда, возможно, я и оставлю кино. Но я очень в этом сомневаюсь. Зачем оставлять кино, если это мое любимое занятие? Но совмещать можно.
— Своим сыновьям Тихону и Степану пожелаете актерскую карьеру?
— Нет, я пожелаю им владеть той профессией, которую они для себя выберут. И если они будут заниматься любимым делом, они будут счастливы.
— Считается, что все актеры мечтают сняться в сказке. Вы тоже?
— Сказка у меня, надеюсь, выйдет этой осенью или в следующем году. Ее снял Алексей Тельнов, она называется «Легенды Петербурга. Ключ времени». Он дебютировал в этой картине как режиссер художественного игрового кино. Настоящая сказка, где главный герой — девочка, где есть невероятные существа, чудовища; где борется добро со злом, а действие происходит и в нашем мире, и в параллельном. И я счастлив, что есть такие фильмы, на которые я смогу пойти со своими детьми. Это сделано для них в первую очередь.
— Москва стала для вас родным городом?
— Я прожил в этом городе большую часть своей жизни, больше, чем в Калининграде, и очень люблю Москву. Но двух родных городов, наверное, быть не может. Родной город там, где твои места силы, там, куда ты приезжаешь, и за два дня происходит перезагрузка, где ты духовно подпитываешься. И появляются силы любить, трудиться, воспитывать и развиваться... Для меня это Калининград.
СПРАВКА
Артем Ткаченко родился в 1982 году в Калининграде. Окончив Высшее театральное училище имени М. С. Щепкина в 2003 году, работал в театре «Шалом». Считается одним из самых востребованных российских киноактеров. В фильмографии Ткаченко около 70 работ, в том числе в таких сериалах, как «Sпарта», «Гоголь. Начало», «Гоголь. Вий» и «Гоголь. Страшная месть», «Крымский мост. Сделано с любовью!», «Юристы», в фильме «Эбигейл».
Читайте также: Квентин Тарантино: Меня можно назвать аутсайдером, но это скорее комплимент