сб 19 октября 03:34
Связаться с редакцией:
Вечерка ТВ
- Город

Акрам Хан представил в Москве спектакль «Перехитрить дьявола»

Акрам Хан представил в Москве спектакль «Перехитрить дьявола»

пресс-служба московского фестиваля DanceInversion

В Москве в двадцатый раз с успехом проходит международный фестиваль современного танца DanceInversion. Юбилейная программа включает имена как известных хореографов, так и ярко заявивших о себе дебютантов.

Легендарный британский танцовщик и хореограф Акрам Хан, утверждавший в недавнем интервью, что Россия станет главной страной развития современного танца, представил москвичам спектакль «Перехитрить дьявола» в исполнении артистов созданной им компании.

Правда была зеркалом в руках Бога. Оно упало и разбилось на тысячу осколков. Каждый взял по одному и, глядя в него, стал думать, что это и есть правда.

Эта восточная притча, рассказанная персидским поэтом Руми, применима к творчеству любого художника. Акрам Хан — известный мастер современного танца, лауреат престижной театральной премии Лоренса Оливье — ищет свою художническую правду, смело соединяя классику, индийскую пластику с эстетикой contemporary.

— Классика — один из путей поиска прекрасного, — считает Хан, — а современный танец, наоборот, демонстрирует несовершенства, и за это я его тоже люблю. Классика — для богов. Современность — для людей.

Исследуя старые мифы и легенды в контексте непрерывно меняющегося мира, хореограф умеет через прошлое заглянуть в будущее и задуматься о настоящем.

Его спектакль «Перехитрить дьявола» основан на фрагменте древнего шумерского «Эпоса о Гильгамеше». Это рассказ-воспоминание и одновременно рассказ-признание о том, кем мы были и кем можем стать, разрушая мир, природу, а с ними — и самих себя.

Среди фрагментов Эпоса, найденных в Ираке в 2011 году, был глиняный осколок, содержащий двадцать неизвестных исследователям строк. В них описываются восхищение Гильгамеша многочисленностью и многообразием видов живых существ в лесу Горных кедров и стыд его друга Энкиду, осознавшего, что они превратили его «в пустошь».

— Для меня важно рассказывать о взаимоотношениях человека и природы. Мы должны говорить об этом, хотя нас мало кто слышит. Мы думаем, что можем жить, как раньше. Но мир погибнет, если мы не изменим своего отношения к нему, — считает Акрам Хан.

Действие спектакля развивается в четырехугольнике пространства, огражденного обломками табличек с древней клинописью и фигурами павших идолов. Шесть персонажей стремятся из оставшихся у них воспоминаний сложить фрагменты знаний, потерянных и забытых в пространстве и времени.

Пытаясь перехитрить дьявола забвения, они под нечеловеческую оглушительную музыку Винченцо Ламаньи пускаются во все тяжкие: то рефлексируют, то замирают в медитации, а то вдруг пускаются в ритуальный пляс, впадая время от времени в прострацию или экстаз. Это встреча людей лицом к лицу со своими грехами, страхами и сомнениями. Гуттаперчевые, словно лишенные костей тела танцовщиков сплетаются в замысловатые фигуры, чтобы материализовать воспоминания и превратить их в жизнь. Хан умеет соединять сокровенность с эпичностью.

В центре затемненной сцены — огромный черный ящик, который, по замыслу визуального дизайнера Тома Скатта, становится то столом для первой и последней трапезы, то гробницей, то местом встреч и расставаний, то памятником среди сотен фрагментов и осколков, напоминающих о руинах цивилизации и уничтожении природных богатств.

Особая роль в спектакле отведена свету (художник Эйден Мелоун). Переходы от темного к белому и наоборот, редкие яркие вспышки напоминают людям о том, что день сменяется ночью, а печаль — радостью.

На эту постановку Хана вдохновили впечатления от встречи с двумя картинами — «Тайной вечерей» (The Last Supper) Леонардо да Винчи и ее современной интерпретацией австралийской художницы Сьюзан Уайт под названием «Первая трапеза» (The First Supper), в противовес «Последней трапезе». На картине Сьюзан Уайт изображены женщины разных культур, сидящие за столом.

Подобных перевертышей в искусстве и в жизни полно. И Акрам Хан задается вопросом, кто будет сидеть за трапезным столом завтра и в будущем, получив власть над окружающим миром, природой и нашими душами?

В спектакле «Перехитрить дьявола» Акрам Хан перебросил пластический мостик от мифа о жизни молодого жестокого царя Гильгамеша к сегодняшнему дню. От разрушения одной из древних мировых цивилизации — к надвигающейся природной катастрофе современного мира.

Читайте также:

Фестиваль-школа современного искусства пройдет в Москве

Московские школьники поедут на соревнования по акробатическому рок-н-роллу

Новости СМИ2

Михаил Бударагин

Кому адресованы слова патриарха Кирилла

Ольга Кузьмина  

Москва побила температурный рекорд. Вот досада для депрессивных

Дарья Завгородняя

Дайте ребенку схомячить булочку

Оксана Крученко

Детям вседозволенность противопоказана

Анатолий Сидоров 

Городу нужны терминалы… по подзарядке терпения

Виктория Федотова

Кто опередил Познера, Урганта и Дудя на YouTube

Митрополит Калужский и Боровский Климент 

В чьей ты власти?