- Выключить коронавирус

Не для слабонервных

Два пациента с коронавирусом скончались в Москве

Анастасия Ракова сообщила о достаточном количестве коек для госпитализации пациентов

Коронавирус уложил Бориса Джонсона на больничную койку

Москвичей предупредили о резком скачке атмосферного давления

В профсоюзе таксистов рассказали о состоянии отрасли

Работающие в Коммунарке врачи объяснили, почему не боятся коронавируса

«Женщина с бородой»: что известно о погибшем в ДТП блогере Павле Петеле

Какую новую военную технику впервые покажут 9 мая

Соловьев осудил граждан, жалующихся на нехватку масок в аптеках

Жительница Китая рассказала, как страна справилась с эпидемией

Как будут отмечать Пасху в 2020 году

«Я хочу вернуть ее»: Башаров рассказал об отношениях с экс-женой

Что нужно успеть сделать москвичам до 1 мая

«Может остаться на руинах»: почему Лукашенко отрицает угрозу коронавируса

Стало известно, какие профессии могут исчезнуть из-за коронавируса

Не для слабонервных

Ретроспектива Ирины Наховой на Гоголевском бульваре, 10

В истории отечественного современного искусства Ирине Наховой принадлежит особая страница. Ведь именно она считается автором первых российских «тотальных инсталляций». Нынешняя выставка, проходящая в Государственном музее современного искусства Российской академии художеств, впервые объединила в одном пространстве разножанровые произведения Наховой, выполненные с конца 70-х годов и по сей день.

Напомним также, что эта художница является специальным гостем IV Московской биеннале современного искусства.

Работы Ирины Наховой обладают одним очень труднодостижимым качеством – их невозможно забыть. Конечно, свою роль здесь играют масштабность и интерактивность ее произведений. Например, инсталляция «Побудь со мной» представляет собой кабинку с розовыми занавесками. Когда заходишь внутрь и садишься на маленький пуф, к тебе обращается женский голос с заботливыми материнскими интонациями. В это же время занавески начинают надуваться, как шар. Постепенно они заполняют собой все пространство кабинки и слегка сдавливают сидящего там человека.

После того как из этого теснящего «плена» все-таки удается выбраться, ощущаешь невероятное облегчение.

Такой «аттракцион», конечно, запоминаешь надолго. Хотя «испробовать» его решаются не все – некоторые явно смущаются делать это под взглядами других посетителей. Вообще поведение соотечественников на экспозициях современного искусства – отдельная тема для разговора.

Помню, на одной из выставок Кулика девушка Настя (между прочим, художница) заявила мне, что это ниже ее достоинства – наклоняться и заглядывать прямо в зад муляжной корове. А между тем как раз там художник расположил отверстие со скрытым внутри экраном. Однако о том, что на нем было изображено, моя гордая знакомая так никогда и не узнала. Хотя рядом по обеим сторонам и стояли другие посетители, в полусогнутом состоянии взирающие на картинки, скрытые под коровьими хвостами. И надо сказать, делали это они с большим интересом.

Что и говорить, современное искусство – это вам не картины Возрождения. Тут надо быть готовым ко всему. Посмотришь, например, на картину Боттичелли или Рафаэля, прослезишься, и снизойдет на тебя благодать. А придешь на выставку Ирины Наховой, заденешь случайно муляжную фигуру в пальто и неожиданно услышишь полный ненависти голос, бранящийся по-английски. Инсталляция эта, между прочим, называется «Мои друзья и знакомые».

А «англоязычность» объекта объясняется просто: в 1992 году художница переехала в США. И по сей день она продолжает существовать между двумя городами – Нью-Джерси и Москвой. А работы Наховой прочно осели не только в музеях США и России, но и в государственных и частных собраниях Франции, Германии, Великобритании, Италии, Испании, Швеции и Швейцарии.

Своеобразным «приветом из США» на выставке выглядит инсталляция «Путешествие».

На трех стенах небольшого помещения проецируются виды американского городка. А посреди комнаты стоит самый настоящий велосипед. Садишься на него, крутишь педали, и изображения на стене оживают, начинают меняться. Создается полное ощущение того, что ты едешь по улицам одноэтажной Америки. Становится даже страшно, и невольно дергаешь руль, чтобы свернуть, когда кажется, что вот-вот наедешь на дерево или шлагбаум. Но в целом это «путешествие» очень приятное, а уж посетителям вернисажа оно полюбилось до того, что через час велосипед просто-напросто сломали. Правда, организаторы выставки стали оперативно устранять поломку.

А ваш корреспондент после велосипеда из огня снова попала в полымя интерактивной работы Desposition. На больших холстах – в положении «вверх ногами», напоминающем сцену снятия с креста – женская и мужская фигуры, а также рыба и ощипанная курица. Если подойти к полотнам слишком близко, то от каждой изображенной фигуры слышится жалоба – где же мама, почему она их оставила? Поневоле становится как-то жутковато.

Еще более не в своей тарелке чувствуешь себя в зале с новейшими работами Ирины Наховой под названием «Кожи».

На латексных листах – изображения различных частей человеческого тела с татуировками. Рядом – тексты с вопиюще ужасными историями о тех, кому принадлежат эти «кожи».

Чувство отвращения поневоле сменяется воспоминаниями о хармсовских страшилках. Но кое-кто из посетителей принимает истории за чистую монету и громко делится этим с окружающими: «Неужели все это правда? А нет, вот тут стоит дата – 2012 год, значит, наверное, все-таки выдумка»…

Как это ни ужасно, но идею этой работы, по признанию самой художницы, ей подсказали СМИ – российские и американские, которые просто кишат до неправдоподобия жуткими историями…

[b]Выставка продлится до 3 июля[/b]

Новости СМИ2

Коронавирус

в Москве

206 +8 (за сутки)

Выздоровели

4484 +591 (за сутки)

Заразились

31 +2 (за сутки)

Умерли

Игорь Воеводин

Вся сила — в руках

Анатолий Горняк

Добро пожаловать в удаленное рабство

Илья Переседов

Быть хамом больше не круто

Ольга Кузьмина  

«Карантиновидение» вместо Евровидения

Екатерина Рощина

Год без 1 апреля: шутки закончились

Александр Хохлов 

Русские идут с подмогой

Камран Гасанов

Хотите — платите! США и саудиты капитулировали в нефтяной войне

Информация в оболочке. Ученые считают, что благодаря вирусам зародилась жизнь

Здоровый образ жизни: квест на выживание

Персональный курс. Медицина будущего должна лечить не болезнь, а человека

Генно-модифицированные продукты: страшный миф или научный прорыв?