Горожанам показали тайны Востока
В ГМИИ им. А. С. Пушкина завершается одна из главных выставок осени, «Восточный джаз/East West Jazz», где переплетены Восток и Запад.
Уже перед входом в ГМИИ им. А. С. Пушкина вас приветствуют эмоциональные штандарты. Это «знамена» одной из главных экспозиций нынешней московской осени: «Восточный джаз/East West Jazz». Экспозиция объединила более трех десятков среднеазиатских халатов и тканей (малоизвестное до сих пор широкой публике собрание коллекционера Александра Клячина) и полотна абстрактной живописи (собрание швейцарского коллекционера Жана Клода Гандюра, произведения из ГМИИ им. А. С. Пушкина и парижского Центра Помпиду — Музея современного искусства — Центра промышленного дизайна). Тайны Востока, «записанные» на старинных тканях с рисунком икат, и загадки абстракций нового времени логично (и весьма органично) дополнили и эмоционально усилили друг друга. Конечно, это мастерство тех, кто осмелился воплотить свежую и яркую идею, кто наполнял солнечными красками, угловатыми абстракциями, сложными и одновременно простыми формами и фигурами классические залы Пушкинского музея и кто все чаще показывает нам уникальные частные коллекции, редкие собрания.
В экспозицию «Восточный джаз/East West Jazz» включена цитата Василия Кандинского — его впечатления от выставки «Шедевры мусульманского искусства» 1910 года (она состоялась в Мюнхене): «Простота — почти до варварства. Сложность почти головокружительная. Изысканность самого утонченного, чувственно замечтавшегося народа. Серьезность, строгость, подчас суровость рисунка, как на древних иконах».
«Икат» — понятие непростое. Тайна «узорных полотен с плывущими контурами декора» существует, так как в точности все-таки до конца не известна история их появления. Икаты были известны уже с VI–VII веков нашей эры, но расцвет производства шелковых и полушелковых икатов пришелся на XIX — начало XX века. В древности то была вершина ткаческого искусства. Требовались не только невероятное терпение, ловкость, но и смелость художника. Вневременной авангард, яркий контраст, смелая палитра, музыка, запечатленная в цвете, — вот что такое икат. Одежду из таких тканей зачастую надевали только раз в жизни, например на свадьбу — а затем она десятилетиями могла храниться в сундуках.
Кстати, когда джазовые серии Анри Матисса выставлялись на экспозициях, в том числе в СССР, они сопровождались фрагментами музыкальных произведений. А на выставке в Пушкинском этим сопровождением стали яркие, «звучные» — «джазовые» — ткани.
«Эмоциональное прочтение» произведений искусства разных культур, образный язык художников разных стран и народов кажутся столь оптимистичными, что осеннюю непогоду явно пересиливают. На память приходят строки великого поэта Востока Фирдоуси: «…И загадка любви непонятной полна благодатью,/ И она для разгадки особого ждет языка…» (перевод К. Бальмонта).
СПРАВКА
Экспозиция «Восточный джаз/East West Jazz» продлится в главном здании ГМИИ им. А. С. Пушкина (ул. Волхонка, 12) до 15 ноября. Кроме того, посетители могут увидеть уникальную камерную выставку «Князья Юсуповы и Цветаевский музей».
Читайте также: Лейбл Black Star не получит права на песни L'One до решения суда