«Хороших поэтов много, читателей все меньше»
Есть стихи, которые называют народными. Как правило, это происходит потому, что народ не знает их автора. Так, например, получилось со ставшими песней стихами Александра Аронова «Если у вас нету тети». Так же случилось и с нашим сегодняшним гостем – поэтом Александром Тимофеевским. Ну кто не знает песенку «Пусть бегут неуклюже пешеходы по лужам…»?Я давно хотел встретиться с Александром Павловичем, а тут еще и повод удачный – новая книга стихов «Ответ римского друга». Значит, говорить будем и о Бродском…[b]– Александр Павлович, вас такая ситуация не смущает, ну, что стихи знают, а кто их автор – нет, вам не обидно?[/b]– Сбылось то, что описал Рэй Бредбери в «451° по Фаренгейту». Мы оказались в ситуации, которую он изобразил в своей книге. У нас сейчас много хороших поэтов – и тех, кто пишет для взрослых, и тех, кто пишет для детей. А читателей меньше! Нас не читают! Так что, мне кажется, многие в таком же положении, как и я.[b]– Тот же Саша Аронов, извините, умер, стал классиком. А вы надеетесь выйти в классики?[/b]– Слегка переиначив классика, можно сказать, что… сочтемся славою, ведь мы свои же люди, пускай нам общим памятником будет построенный на днях капитализм.Важнее другое… Стихи важнее! У меня в свое время были проблемы с КГБ, и мои стихи очень долго не печатали. Но в прошлом году вышла очередная книга, которая называется «Краш-тест». Это книга поэм. А краш-тест – это автомобильный термин, имеется в виду испытание на прочность. Я же подразумеваю столкновение со временем.Эта книга получила премию «Антология». На днях вышел новый сборник стихов – «Ответ римского друга». Мы с Бродским жили в одном городе, которого теперь нет, в военном Ленинграде, на пересекающихся улицах – он на Пестеля, я на Литейном.Мы жили в одно и то же время на обломках империи, видели одни и те же явления и лица. Перекличка началась раньше, чем я обратил на нее внимание, однако разночтение важнее совпадений. Поэт написал письмо римскому другу, на отправленное письмо раньше или позже следует ответить. Мне захотелось ответить главными стихами моей жизни.[b]– Читаете ли вы до сих пор классику?[/b]– Мне все-таки сначала хочется не ответить на вопрос, а поговорить о том, с кого вы начали – о Саше Аронове. В свое время я знал его довольно близко и любил его стихи. Недавно мы сделали, по-моему, очень хорошую вещь – записали ряд песен Саши Аронова.Есть исполнительница, которая помнит эти песни. Аронов начинал примерно в то же время, когда и Окуджава, но Саша почему-то стеснялся своих песен, хотя многие из них были очень хороши. А вообще я люблю поэтов самых разных.Конечно, Пушкин, Лермонтов, разумеется, Пастернак. А еще книга стихов моей тетки Екатерины Тимофеевской, которая несколькими строками могла нарисовать целую картину: «Был солнечный, был лучезарный день. //Но дымная из моря встала туча, //О горизонт стеной дождя и молний //Беззвучных оперлась – и разом // Полнеба захватила, колыхаясь, //Огромная и грузная, и ливень // Обрушила на пляж беспечный.Люди, // Топорща зонтики, бегут, спасаясь, // И ветер гонит лепестки газет». Она была настолько скромна, что при жизни не опубликовала ни одного стихотворения. А ведь как писала! Да, еще пропустил обожаемого мною Велимира Хлебникова.[b]– Помните ли вы свое самое первое детское желание или мечтание – «кем стану, когда вырасту»?[/b]– Я очень рано стал писать стихи. Моя тетка, о которой я говорил, записывала стихи пятилетнего Шурика Тимофеевского в особую тетрадочку.Все это было в Изюме, в маленьком городе под Харьковом. Потом пришли немцы.Не осталось ничего ни от домика, где мы жили, ни от той тетрадочки. В зрелом возрасте я спрашивал тетку, когда я лучше писал – тогда или сейчас? Она говорила: ну конечно, тогда. А вообще, когда я был маленьким, я хотел стать летчиком.[b]– А как вы отдыхаете? Есть ли места, где отдыхаете и душой и телом?[/b]– Я очень много работаю.У меня такой возраст: когда перестаешь работать, появляется ощущение, что стоишь над пропастью. А отдыхать люблю на море, там лучше всего работается. Последние стихи мои были написаны в поездках. Однажды у меня была замечательная командировка: журнал «Новый очевидец» отправил меня в Париж. Я написал там порядка тридцати восьмистиший-экспромтов. Вроде того, что художники называют почеркушками. Это была очень интересная работа, надо было найти одну-две характерные детали, по которым бы угадывался город.[b]– Александр Павлович, что бы вы пожелали читателям «Вечерней Москвы»?[/b]– Я хотел бы им пожелать удивительных встреч с людьми и красотой, а в свободное время – почитывать стихи.[b]Александр ТимофеевскийОт прозы мысли далеки…[/b][i]С утра Лаура не одета.В квартире у нее бедлам.Она петрарковскимсонетомПетрарку хлещетпо губам:«Зачем ко мне,Петрарка, ходишь?Зачем ты глаз с меняне сводишь?Во мне нашелты колорит!А я живус плешивым мужем,А у меня трескана ужин,И у детей моих колит».И вот идет домойПетрарка.От прозы мысли далеки.Он думает о том,как яркоОпишет взмах ее руки.О, как мы к женщинеглухи,Ее себе считая ровней,Мы посвящаем ей стихи,Мы говорим, –ты помнишь, помнишь?Мы говорим ей: ты забылаТот пляж, тот сад и то авто.А женщина не то любилаИ помнила совсем не то.Относительно уюта –Ожидается уют.Одноместную каютуВсем когда-нибудь дают.Относительно покоя –Обещается покойПод тяжелою такоюДеревянною доской.Относительно удачи –Не предвидится удач.Тут меня переиначитьНе сумеешь ты, хоть плачь!Все, что в этой жизни нужно,Нам судьба наворожит:Половина жизни – служба,Половина жизни – быт.Что от этого осталось,То и нам с тобой досталось,Нам одним принадлежит.День, утомленныйсонной ленью,Вдруг опускает повода,Я снова пропустилмгновенье,Когда рождается звезда,И возникает в тихой далиЕще синеющих небесТа звездочка нежней печалиИ месяц тонкий,как порез.[/i][b]В ожидании варваровРемейк[/b][i]Константиноса КавафисаПочему мы сидим на форумеи ничего не делаем?Потому что придут варварыи все сделают за нас.Варвары должны прийтик нам сегодня.Почему первый Консулстоит у ворот Рима,Ладонь прижал к козырькуи смотрит вдаль?Варвары должны прийтик нам сегодня.Почему наш Консул развесилповсюду портреты Дуче?Потому что считает,что варварам Дучепридется по вкусу.Варвары должны прийтик нам сегодня.Почему он держит в рукахСписок нежелательных лиц?Варвары должны прийтик нам сегодня,А варвары знают,как поступатьс такими людьми.Почему на Вилле Боргезесрубили все пинии?Варвары должны прийтик нам сегодня,А варварам нравятсябольше осины.Почему в церкви Сан-Луиджидеи Франчезе не стало трехкартин Караваджо?Потому что варварамнужно местодля рекламы прокладок.Варвары должны прийтик нам сегодня.Что за толпа бежитпо городу с криками «Вау!»,Сжигая машиныи насилуя женщин,Неужели пришли наконецдолгожданные варвары?!Ах, нет! –это бегут горожане,Огорченные тем, что варварытак и не появились.Понятное дело,ведь приход варваровбыл бы для нас спасением.[/i]