Будем летать лучше прежнего
Начнем с основных «пугалок». Главная из них — нам не на чем будет летать. Дескать, все самолеты у нас зарубежные, многие из них в лизинге, зарубежные авиакомпании их просто заберут. Этого не случилось. Треть авиапарка уже переведена в российскую юрисдикцию, остальные две трети — в процессе. Вторая «пугалка» — из-за недостатка запчастей нам придется разбирать одни самолеты ради ремонта других. Тоже не случилось: налажен параллельный импорт запчастей, борта никто не разбирает. «Пугалка» третья: нас не пустят летать за границу.
Тоже не произошло — за рубеж мы по-прежнему летаем, хотя и не так интенсивно, как раньше, потому что открыты лишь чуть более двадцати стран. Впрочем, самые загруженные направления — Турция, Египет, Таиланд, страны СНГ — по-прежнему для наших авиакомпаний открыты. А те, кто хочет полететь в «закрытые» для нас государства, могут это сделать через Стамбул, Эмираты или другие транспортные хабы. Да, это дороже, чем раньше, но возможность перемещаться по миру у роcсиян осталась. Также не случилось банкротства авиакомпаний, череды авиакатастроф из-за некачественных запчастей и прочих ужасов, которые нам обещали.
Тут надо отдать должное государству: субсидии авиакомпаниям, которые оно выделило, перевозчикам очень помогли. А что же на рынке в 2022 году произошло? Прежде всего — его переформатирование. Мы стали чаще летать внутри страны. Больше того: в течение всего года региональные аэропорты отчитывались об очередных рекордах по обслуживанию пассажиров — их стало существенно больше. Второй успех — началось создание единой дальневосточной авиакомпании, которая свяжет Москву, Санкт-Петербург и вообще европейскую часть России с регионами Дальнего Востока.
Резюмируя, можно сказать, что авиационная отрасль под санкциями вполне выстояла. В России по-прежнему действует более сотни авиакомпаний. Да, все они переживают трудности, но я не могу назвать ни одной значимой, для которой эти сложности грозили бы банкротством и уходом с рынка. Если в 2023 году ситуация в авиационной отрасли будет такой же, как в 2022-м, то мы вновь перевезем около 100 миллионов пассажиров. А если она улучшится, часть санкций снимут, то перевезем, разумеется, больше.
Мнение колумнистов может не совпадать с точкой зрения редакции