Главное
Путешествуем ВМесте
Карта событий
Смотреть карту
Сторис
Соль

Соль

Кухня

Кухня

Русская печь

Русская печь

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Хрусталь

Хрусталь

Водолазка

Водолазка

Гагарин

Гагарин

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Потомки Маяковского

Потомки Маяковского

Библиотеки

Библиотеки

Кому лечить школьников: что изменит закон о школьной медицине

Общество
Медицина — одна из самых важных сфер нашей жизни. Ведущий персональной рубрики «Доктор» медик Александр Лосото знает об этом все.

Государственная дума приняла в третьем чтении законопроект о школьной медицине. Новаций, правда, всего две: право учителя оказывать детям первую помощь до приезда врачей и медицинское заключение для допуска к физкультуре. То есть речь идет только о несчастных случаях и их профилактике. Но проблема школьной медицины гораздо шире. Часто звучат призывы возродить ее по советскому образцу, когда в школах работали не только врачи, но даже стоматологические кабинеты.

Главный аргумент сторонников возрождения — слабое здоровье учащихся. При углубленном обследовании всего у 12 процентов не выявляют никаких отклонений. Больше половины школьников уже имеют различные хронические заболевания. Чаще всего они напрямую связаны с учебными перегрузками: искривление позвоночника, близорукость, гастрит, ожирение, нервно-психические проблемы. А еще с пугающей периодичностью случаются трагедии на уроках физкультуры.

При этом в подавляющем большинстве учебных заведений нет своего врача. Есть медсестра, которая присутствует на рабочем месте лишь несколько часов, да еще и не каждый день. В укрупненных образовательных учреждениях, как правило, одна сестра обслуживает несколько филиалов. Числясь в штате детской поликлиники, в школе медработник имеет статус вспомогательного персонала, лишенного социальных льгот, положенных учителям. В то же время не идет у него и медицинский стаж.

Кому лечить школьников: что изменит закон о школьной медицине Фото: Pixabay

Когда принятый ныне депутатами законопроект вносился в Думу (а было это, не смейтесь, больше пяти лет назад!), задумывалось многое. В первую очередь — расширение функций и полномочий школьного медика. Чтобы он следил за здоровьем учащихся, выявлял группы риска и занимался с ними, учил детей правильно сидеть за партой, не переутомлять глаза, достаточно двигаться, регулярно питаться. При этом медработник должен был получить совсем другой статус — на уровне завуча, соответствующий его положению и влиянию.

Стоит ли удивляться, что эти благие намерения так и остались неосуществленными? Потому что найти педиатра, согласного трудиться в школе, при нынешнем кадровом дефиците почти нереально. Да и так ли он там необходим? В школе все-таки должны учить детей, а лечить — в учреждениях здравоохранения. Как ни крути, гипотетическое возрождение школьной медицины приведет к дублированию функций детской поликлиники. Причем на более низком уровне. Потому что толковый, знающий педиатр предпочтет работать там, где его знания и умения востребованы, да и платят больше. А в школе врач без постоянной практики как профессионал неизбежно деградирует. Есть убедительный опыт Москвы, где в случае чего учащимся сразу вызывают скорую помощь, которая решает все проблемы.

В Совете Федерации сейчас составляют программу переоснащения школьных медицинских кабинетов. Предстоит не только собрать сведения об объемах закупок, но и найти на это деньги. А заодно — отыскать еще и медработников, желающих потрудиться на ниве образования. Как говорится, начать и кончить. «Лечить» школьную медицину трудно, очень затратно и, по большому счету, малоперспективно. Нужно развивать медицину государственную. Активно проводить скрининги для раннего выявления патологии и передавать больных детей специалистам. А еще пора наконец купить в каждую школу дефибриллятор и научить персонал им пользоваться — это действительно спасает жизни. Тогда и разговоров о здоровье учащихся станет меньше.

Мнение колумнистов может не совпадать с точкой зрения редакции

Спецпроекты
images count Мосинжпроект- 65 Мосинжпроект- 65
vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.