Молодежь не считает нужным общаться с соседями
Но вот что любопытно: львиную долю (64 процента) среди таких дружелюбных людей составили те, кто перешагнул 60-летний возрастной рубеж. Это они вслед за популярным в годы их молодости певцом могут сказать про себя: «Я рожден в Советском Союзе, сделан я в СССР». А значит, большинство из них — выходцы, вернее, переселенцы из тех самых коммуналок, в которых строить отношения с соседями по принципу «не знаю и знать не хочу» было просто невозможно.
Жители коммунальных квартир умудрялись убедительно опровергать поговорку, утверждающую, что две хозяйки на одной кухне не уживаются. Еще как уживались! И хозяек этих зачастую было не две, а в разы больше. И всякое между ними случалось: и ссорились так, что дым коромыслом стоял, и могли по нескольку дней не разговаривать… Но и мирились на удивление быстро.
Хорошо помню, как в первом классе пришла из школы раньше времени — заболела. Дома — никого: родители на работе, бабушка пошла по магазинам. Ключа от комнаты у меня не было. Соседка тетя Поля, с которой у бабушки накануне как раз случилось выяснение отношений, схватила меня в охапку, измерила температуру, уложила в постель в своей комнатушке, дала какую-то таблетку, заставила литрами пить теплый компот… Когда вернулась бабушка, строго сказала ей: «Не буди девчонку! Заберешь, когда проснется. Болезни сном лечатся».
Когда отец получил квартиру от предприятия, на котором работал, он тут же сообщил об этом соседям, предвкушая, как они обрадуются. Ведь для них это означало улучшение жилищных условий — они, ютившиеся втроем в комнате вместе с взрослым сыном, должны были занять нашу жилплощадь… Но реакция соседки оказалась удивительной — тетя Поля со слезами бросилась к бабушке: «Ой, Любушка, да как же мы с тобой поврозь будем, вот беда-то!» Бабушка обещала приезжать. И слово сдержала: пока были силы, частенько ездила к подруге… Очень быстро подружились мы и с соседями по новому дому, и это считалось само собой разумеющимся. Дружны были родители и с соседями по даче, «завещав» эти добрые отношения нам, детям.
Тем удивительнее показался мне недавний случай. Утром вошла в лифт, где ехали трое молодых людей — два парня и девушка — с верхнего этажа нашего дома. Поздоровалась. В ответ — тишина. До первого этажа доехала, чувствуя себя, прямо скажем, неловко... И вот в результатах все того же исследования с интересом прочла, что два процента ребят в возрасте от 18 до 24 лет не только не общаются, но и не считают нужным даже здороваться с соседями. Видимо, мои юные «попутчики» из их числа.
Мнение колумнистов может не совпадать с точкой зрения редакции