Главное
Истории
Гоголевский бульвар

Гоголевский бульвар

Буланова

Буланова

Развод Диброва

Развод Диброва

Премии

Премии

Питер ФМ

Питер ФМ

Cарафан

Cарафан

Бальзам звездочка

Бальзам звездочка

Мияги

Мияги

Летнее чтение

Летнее чтение

Секрет успеха. Наталья Павлова. Блиц

Секрет успеха. Наталья Павлова. Блиц

А позади была Москва: о чем писали фронтовые газеты в сентября 1941-го

Общество
Сентябрь в тот год выдался холодный и дождливый. Чуток развиднелось лишь к концу месяца, но и то погода особо не баловала: днем — 5–7 градусов тепла, ночью — около ноля. Промозгло и вокруг, и на душе. Фронтовые газеты и боевые листки держали тон уверенный и бодрый, но сводки потерь — в людях и технике — оптимизма не прибавляли. Да и солдаты, чай, не дураки, глаза и уши открытыми держать умеют.

Только и радости продрогшим на знобком осеннем ветру бойцам, что сыпануть в газетный клок махорки, свернуть самокрутку и затянуться едким душным дымом, вбирая крохи тепла. И хоть на пару минут отвлечься, позабыть про выматывающее силы и нервы отступление. И не думать, не думать про то, что скоро отступать станет некуда. Что позади — Москва.

В Берлине же, напротив, настроение было весьма приподнятое и даже, как отмечал командующий группой армий «Центр» генерал-фельдмаршал Федор фон Бок, близкое к эйфории. Было от чего: взяты Смоленск и Киев, окружен Ленинград. Дорога на Москву, считай, открыта. Да и в немецких частях, наступавших на русскую столицу, и дух, и материальное обеспечение тогда еще были на высоте. Этим немцы выгодно отличались от своих противников.

А позади была Москва: о чем писали фронтовые газеты в сентября 1941-го Фото: Игорь Иванко / АГН Москва

«Впечатление от созерцания десятков тысяч русских военнопленных, тащившихся почти без охраны в сторону Смоленска, ужасное. Эти смертельно уставшие и страдавшие от недоедания несчастные люди брели бесконечными колоннами по дороге мимо моей машины. Некоторые падали и умирали прямо на шоссе от полученных в боях ран», — писал фон Бок в своем фронтовом дневнике в сентябре 1941-го. (Автор войну не пережил, убитый в 1945-м английской бомбой. Зато его дневник впоследствии вышел отдельной книгой «Я стоял у ворот Москвы».)

В ставке Гитлера московской операции присвоили название «Тайфун». По планам германского командования, с Москвой следовало покончить до наступлениях настоящих холодов. 16 сентября фон Бок приказал начать подготовку к наступлению. Немцы рассчитывали тремя одновременными мощными ударами рассечь войска Западного, Брянского и Резервного фронтов, окружить и уничтожить основные силы Красной армии, затем взять в кольцо главный город страны.

К концу сентября 1941 года группа «Центр» аккумулировала более 60 процентов всех моторизованных и танковых частей на русском фронте, а ее численность превышала 1 миллион человек — 40 процентов всей немецкой пехоты. 30 сентября эта масса двинулась вперед. Тремя днями спустя пал Орел, 6 октября — Брянск, 7 октября после прорыва в районе Рославля образовался Вяземский котел... Так началось растянувшееся на долгие полгода сражение, которые мы сегодня знаем как Битву за Москву.

Мнение колумнистов может не совпадать с точкой зрения редакции

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.