Приезжайте нас лечить
Возникает естественный вопрос: зачем? Ведь наша экономика так нуждается в трудовых ресурсах. Авторы инициативы ссылаются на некий «рост негативного отношения российских граждан» к работающим иностранцам. Кто и каким образом этот рост замерял, в пояснительной записке к законопроекту не уточняется. Или вот еще извив законотворческой мысли: «неквалифицированный труд иностранных работников может нанести больше вреда, чем пользы» в «наиболее чувствительных социальных сферах». Тем самым ставится знак равенства между гражданством врача и его профессиональным уровнем. Выходец из Средней Азии или Закавказья не может быть хорошим доктором, а его российский коллега априори умница. Уважаемые депутаты действительно так думают или просто ищут популярности среди той части общества, которая свои личные проблемы и неудачи оправдывает засильем «понаехавших»?
Полноте, довольно популизма! Привлечение мигрантов в российскую медицину — мера сугубо вынужденная. Министр здравоохранения Михаил Мурашко заявил, что в стране не хватает 25 тысяч врачей и 50 тысяч среднего медицинского персонала. Реальный же дефицит куда больше: докторов вынуждают брать дополнительную нагрузку, с которой они в полной мере не справляются. Мигранты проблему кадрового голода полностью не решают, но хотя бы сглаживают ее остроту. Особенно в больших городах, где зарплаты значительно выше, чем в провинции. Право лечить дают только иностранцам, подтвердившим свою квалификацию в России и получившим аккредитацию. То есть определенный набор знаний и навыков у них есть. А закрытые бреши в штатном расписании позволяют их коллегам работать без перегрузок, а значит, более эффективно. Утверждать, что вреда от работы мигрантов больше, чем пользы, непозволительно.
Да, при взгляде на список сотрудников какой-нибудь московской поликлиники может показаться, что мигрантов — чуть ли не треть. На самом деле это совсем не так. Ведь обыватель относит к мигрантам врачей из наших национальных республик — Дагестана, Чечни, Ингушетии, Северной Осетии. Увидит на двери табличку с «ненашенским» именем-отчеством и ворчит: «Набрали по объявлению…» Какие они иностранцы, если родились в России и говорят по-русски с младенчества? Но ведь и среди «настоящих» мигрантов большинство окончили российские вузы! По данным Россотрудничества, для абитуриентов из стран Центральной Азии, поступающих в наши институты, медицина — самая востребованная специальность. С нынешнего лета увеличены квоты приема, ведь выпускники часто остаются здесь жить и работать. Уровень подготовки такого специалиста — тот же, что и у врача-россиянина. Недаром Министерство здравоохранения выражает заинтересованность в студентах-иностранцах. Начинает работать и программа ускоренного предоставления мигрантам-медикам российского гражданства.
Конечно, глупо отрицать, что их адаптация проходит совсем без проблем. У россиян другая ментальность, другие национальные традиции. Даже лекарства в аптеках зачастую не те, которыми лечат, к примеру, в Узбекистане. Приехавшим специалистам приходится многому учиться и многое осваивать. Им бы помочь — прикреплять, скажем, на первое время опытного коллегу-наставника, с которым всегда можно посоветоваться. И уж в любом случае нельзя отталкивать людей, которые едут к нам работать, развивать экономику. Популизм до добра не доводит.
Мнение колумнистов может не совпадать с точкой зрения редакции