Работать тоже кто-то должен: будем кнутом приучать молодежь к труду?
Как и пару лет назад, тенденция не меняется: молодое поколение страны не слишком озадачивается трудовой деятельностью, предпочитая и после получения в руки профессии продолжать учиться, приобретая все новые навыки и компетенции. Стремление к образованию, конечно, похвально. Если бы не одно «но», вызывающее нервный трепет и опасения экспертов: а кто работать-то будет, пока молодежь грызет гранит всяких разных наук?
Недавнее исследование сервиса «Зарплаты.ру», поинтересовавшегося, что выберут россияне с высшим образованием — продолжение обучения или трудоустройство, четкого ответа на этот вопрос не дало. С одной стороны, «средняя температура по больнице», без сомнения, радует: хотят продолжить обучение, не отвлекаясь на работу, всего 20 процентов респондентов, утверждают аналитики.
А больше трети россиян, аж 37 процентов, уже определились с выбором трудовой деятельности, готовы зарабатывать, строить карьеру и нести ответственность за свою жизнь сразу после окончания вуза. Однако дьявол, как известно, кроется в деталях. Они-то и ставят под сомнение вывод социологов, что «многие граждане страны стремятся укрепить свои позиции на рынке труда и обрести финансовую независимость как можно скорее».
Судите сами: согласно данным того же опроса, больше половины представителей поколения зуммеров, 60 процентов, не хотят отвлекаться на работу, продолжая обучение. А это те, кому сейчас лет двадцать пять. А ведь, казалось, — самое время делать карьеру. Среди миллениалов, коим сегодня за тридцать, о своем желании и дальше учиться, а то и переучиваться, разочаровавшись по разным причинам в уже полученной профессии, заявляют 40 процентов.
По возрасту это, между прочим, — локомотив, самая, что ни на есть рабочая сила, в которой остро нуждается государство в самых разных отраслях. При этом 73 процента зуммеров и миллениалов убеждены, что качественное образование поможет претендовать на хорошую должность и высокую зарплату в будущем, а для каждого десятого учеба и вовсе увлекательнее работы.
Получается, «определились с выбором и готовы трудиться» преимущественно представители старших поколений. К слову, пару лет назад опрос студентов, проведенный платформой «Россия — страна возможностей», показал аналогичную ситуацию: тогда о своем намерении сразу пойти работать заявил всего лишь один процент выпускников вузов. А куда торопиться, коли папенька с маменькой кормят, поят, холят и лелеют?
Между тем еще один сервис по трудоустройству на днях подвел итоги уходящего года, констатировав очередное увеличение доли возрастных соискателей на рынке труда. Чтобы как-то оправдать тенденцию к старению рабочих кадров, аналитики исследовательского центра SuperJob обвинили в том демографическую яму. Может, оно и так. В конце девяностых рождаемость в стране действительно резко снизилась. Но теперь и без того не слишком многочисленная армия россиян, родившихся в то время, «встать к станку» не спешит, усугубляя кадровый голод.
Государство и общество по понятным причинам возлагают на молодых большие надежды. И чтобы они оправдались, научив детей учиться, вероятно, пора не только пряником, но и кнутом приучать их к труду. Набором дипломов в кармане ведь сыт не будешь, особенно когда родители уже физически не смогут тебя прокормить. А вот умение пахать от зари до зари голодным точно не оставит.
Мнение колумнистов может не совпадать с точкой зрения редакции