Танцуй, если осмелишься!
1 августа в кинотеатрах выходит полнометражный дебют Оксаны Дегтяревой «Она танцует». Такого танцевального кино я раньше не видела! Дело в том, что в нем параллельно развиваются две линии: в одной хореограф готовит современную танцевальную постановку и показаны разные ее фрагменты, в другой разворачивается жизненная история танцовщицы, для которой самое главное — развиваться в танце. То, что происходит в постановке, резонирует с тем, что проживает девушка. Здесь нужно процитировать, что режиссер Оксана Дегтярева говорила о подходе к фильму: «Мне хотелось объединить две свои самые большие страсти: кино и танец. Для меня важно, что это — не кинотанец и не танцевальное кино. Это попытка создать симбиоз двух видов искусства на экране. Это два равнозначных художественных языка, которые помогают мне рассказать истории любви главной героини, взаимно заменяя или дополняя друг друга». Добавим: хореографию к ленте создал Алексей Расторгуев и пермский «Балет Евгения Панфилова», художественным руководителем которого он является.
Кино затрагивает разные танцевальные направления. В нем зритель наблюдает за жизнью главной героини Ольги (Анастасия Волынская) почти со студенческих лет и до зрелого возраста, с 1980-х до современности. И путь девушки связан с разными танцами: народными, эстрадными, модерном... и с разными людьми. Партнеров Ольги сыграли Евгений Сыркин, Наиль Абдрахманов, Антон Рогачев, Ростислав Бершауэр. Меняются времена, декорации, освещение, даже манера съемки, но суть искусства неизменна — оно является тем, что связывает современность с вечностью.
Пока я смотрела эту ленту, ловила себя на том, что задерживаю дыхание и боюсь пошевелиться, наблюдая за постановкой, которую создает героиня, либо за танцем Юрия (Алексей Расторгуев) и тем, что делает его коллектив. Потому что подобное танцевальное направление, в котором есть пространство и для некоей импровизации, как бы связывает актерскую эмоциональную палитру с художественной красотой человеческого тела, движущегося в пространстве и времени. Все это усиливается, резонирует, доходит до души без лишних слов или действий.
Танец здесь как визуальное воплощение чувств и состояний. Ощущаешь, что разделяешь эмоции персонажей. Хотя ведь в конечном счете цель любого творца — вовлечь в свой внутренний, созданный мир как можно больше способных его понять, воспринимающих.
Кстати, интересно, что название фильма «Она танцует» появляется лишь перед финальными титрами. Обычно оно следует за первой сценой, призванной зацепить внимание зрителя. Может, здесь суть в том, что только к финалу героиня стала танцором, до конца развившимся, способным создавать новое?
Мнение колумнистов может не совпадать с точкой зрения редакции