Главное
Истории
Полицейский с Петровки. Сотрудники даже в отпуске обязаны или могут пресекать административные правонарушения?

Полицейский с Петровки. Сотрудники даже в отпуске обязаны или могут пресекать административные правонарушения?

Мандарины

Мандарины

Полицейский с Петровки. При покупке подарков онлайн как не попасться мошенникам?

Полицейский с Петровки. При покупке подарков онлайн как не попасться мошенникам?

Украшения на окнах

Украшения на окнах

Новогодние витрины

Новогодние витрины

Год змеи

Год змеи

Газировка

Газировка

Книжные клубы

Книжные клубы

Триумф россиян на ЧМ по плаванию

Триумф россиян на ЧМ по плаванию

Готика в Москве

Готика в Москве

Услышать, как подкрадывается осень

Общество
Вот и пролетел август – последний месяц лета. Месяц особый, собравший в себя тепло предыдущих летних месяцев.

Он накопил это тепло, сохранил и щедро добавил своего. Он дарил нам это тепло день за днем. Воздух августа был им пропитан. Погода была разной, теплой, иногда прохладной, но ощущение, что стоит зрелое, напитавшееся теплом и солнцем лето, не покидало. Мы жили в этом тепле.

Мы любовались сияющими, багряными закатами. Мы искали знакомые созвездия на полном звезд ночном небе, которое в августе кажется особенно близким.

Теплым золотом по палисадникам, лугам, холмам весь месяц светился золотарник.

Лето было теплым, но не засушливым. Дождей прошло немало. И поэтому трава оставалась непривычно для этого времени свежей, по-настоящему зеленой, не выцвела. Она росла и росла, как будто до осени еще далеко. И луговые цветы были свежими, появлялись и раскрывались все новые и новые бутоны. В высокой траве можно было спрятаться. Обилие луговых цветов помогало вспомнить состояние радостного лета в детстве, сколько бы лет с тех пор ни прошло.

Владельцы участков уже привычно для этого лета ворчали, что не успевают полоть грядки, клумбы, держать в порядке сады: трава не только не перестала расти к концу лета, она растет довольно быстро и совсем не выглядит засыхающей.

Конец августа выдался очень теплым, по-летнему жарким. Не верилось, что совсем близко календарная осень. Казалось, что лету еще быть и быть.

В августе, особенно во второй его половине, было много тишины. И днем, и ночью природа затихала надолго: ни дуновения ветерка, ни капли дождя. Тепло и тихо.

Тишина помогла заметить, что осень уже подкрадывается. Я стоял в небольшом садике и не мог отвезти взгляд от неба. Было еще по-настоящему светло, солнечно. Но до заката оставалось недолго. В это время небо в августе необыкновенно красивое и непрерывно постепенно меняется. И когда есть несколько минуток, чтобы просто стоять и наблюдать, не хочется отводить взгляд от него даже совсем ненадолго. Хочется только любоваться и благодарить Господа, создавшего такой замечательный мир и давший человеку видеть такую красоту.

Вокруг было тихо. Редкие минуты, когда шум поблизости, который сопровождает современного человека почти везде и всегда, утих совсем, а звуки подальше были негромкими и не мешали.

Я услышал поблизости то ли шелест, то ли шорох. Что это? Или кто? Рядом со мной никого не было. Огляделся по сторонам: никто не идет. Посмотрел вниз, немного прошелся. Думал: не ежик ли бродит поблизости? Ежи обычно активно ходят по своим делам и заботам в темноте, но вдруг этому куда-то понадобилось срочно? Но и ежей рядом было не видно. Кошки? Какая-нибудь совсем миниатюрная, легкая сидит на дереве, а я ее не замечаю из-за листвы, еще по-настоящему густой? Поискал глазами, присмотрелся. Не нашел кошек. Птицы? Но и их нет поблизости.

А звук тот был – не показалось. И не только был, а повторился снова, заставив меня еще упорнее пытаться узнать его источник. А через некоторое время – еще тот же шорох и шелест повторился. На третий раз я успел заметить: с деревьев начали падать листья, самые первые.

Можно ли услышать, как падает лист или несколько? Не целый листопад, не множество листьев, ложащихся ковром, осыпающихся с шелестом, шуршащих под ногами, а всего один или, может быть – два, три? Можно, если вокруг будет тихо-тихо, и если человек не тяготится этой тишиной, не старается нарушить ее или из нее уйти, а вслушивается в нее.

Листьев на деревьях много-много. И первые падающие с верхушки дерева листочки, плавно и медленно безветренным августовским вечером слетая вниз, слегка задевают другие листья. Слышится легкий шелест, тихий шорох, который можно услышать только в тишине. Если бы рядом было шумно или если бы я сам говорил с кем-то или, например, смотрел что-то со звуком, то совершенно точно не услышал бы этот тихий шелест, не заметил бы, что листья медленно падают с дерева. Сколько всего мы пропускаем, не слышим среди такого привычного нам шума и обилия звуков…

В шуме и суете я бы не стал свидетелем первых шагов осени, которая уже крадется к нам. Пока тихо и незаметно, не раскрашивая мир в свои любимые цвета, не меняя очертания деревьев. И все-таки осень уже подкрадывается: я видел и слышал это. Думаю, что не только я. Не может же быть, что я один стоял в той настоящей августовской тишине, наслаждался ею и любовался предзакатным небом. Уверен, что были и другие люди, которые тоже услышали в тот вечер, как подкрадывается осень. Почувствовали «звук абсолютной тишины», через которую Господь открывает свое присутствие.

Август напомнил, что он уже у порога, скоро уступит место следующему – уже осеннему – месяцу. И осень будет по-своему хороша. Сербский святитель Николай Велимирович говорит: «Вся красота природы исходит из таинственности Таинственного». И мы увидим и услышим ее – если будем внимательными и иметь сердце чистое от греха.

Мнение колумнистов может не совпадать с точкой зрения редакции

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.