Распятого же за ны…
Бог создал первого человека ни смертным, ни бессмертным. Возможность – не умирать – была дарована Творцом Адаму. Господь его предупредил, что если он согрешит – нарушит данную ему заповедь, то последствием будет смерть. Адам – согрешил. И – умер. «Сделанный грех рождает смерть» (Иак. 1:15).
Однако из Библии мы знаем, что после грехопадения Адам жил ещё 930 лет. А Бог сказал ему, что в день, в который он вкусит от запрещённого плода, смертию умрет (см. Быт. 2:17). Как же совместить эти положения? Надо чётко понимать, что такое смерть для первозданного человека. Это его разлучение со своим Творцом. Вечная смерть – продолжение этого разлучения в вечности. Именно эта, самая страшная участь и постигла Адама в тот же самый момент, когда он согрешил. Грех разлучил его с Богом. Человек, как в капкан, попал в сети греха, в рабство дьяволу и вечную погибель. А физическая кончина Адама не наступала ещё 930 лет.
Господь пришёл на землю как Человек и не сотворил никакого греха в Своей земной жизни: «Идет князь мира сего, и во Мне не имеет ничего» (Ин. 14:30). А потому Христу не было необходимости умирать. Он умирает добровольно, чтобы Своей смертью освободить нас от вечной смерти. «Адам сделался должником и был во власти дьявола, но не имел возможности заплатить, – писал святой Иоанн Златоуст, – Христос не был должником и не находился во власти дьявола, но мог заплатить долг. Он пришел и заплатил смертью за того, кто был во власти дьявола, чтобы избавить его».
Смерть тела – это утрата связи тела с душой. А смерть души – это утрата связи с Богом. Адам вначале впал в первую смерть – потерял связь со своим Творцом, а потом умер телом. Вслед за Адамом всё его потомство уже рождалось в состоянии «вечной смерти», и умирало телесно. Совершить возвратное движение – восстановить связь с Богом – самостоятельно, своими силами, никто из людей не мог. Поэтому Господь пришёл на землю как Человек – спасать погибшего человека.
Смерть не смогла победить Бога. Господь Иисус Христос умер по Своей человеческой природе. Умерла не Ипостась Христова, а умерла Его человеческая плоть. Его тело было в одном месте, душа – в другом, а Божество Христа (как и Отца, и Духа) – везде, как о том и сказано в пасхальном тропаре: «Во гробе плотски, во аде же с душею, яко Бог, в раи же с разбойником, и на престоле был еси, Христе, со Отцем и Духом, вся исполняяй, Неописанный».
Христос сокрушил смерть. Отныне всякий, соединяющийся с Ним, получает возможность ожить душой, перейти от смерти к жизни. О том, как соединиться с Христом в жизнь единую, говорит всё Евангелие. От начала до конца оно только этому и посвящено. Евангелие, прежде всего, не источник исторических сведений, мудрых красивых притч и диалогов, а благая весть о нашем спасении и практическое руководство к действию: «Кто будет веровать и креститься, спасен будет» (Мк. 16:16).
Тело воскреснет и воссоединится с душой во время всеобщего воскресения, но это единство будет уже в несколько иной форме. В Евангелии Христос неоднократно об этом говорит: «Я есмь воскресение и жизнь; верующий в Меня, если и умрет, оживет» (Ин. 11:25). Или: «Истинно, истинно говорю вам: слушающий слово Мое и верующий в Пославшего Меня имеет жизнь вечную, и на суд не приходит, но перешел от смерти в жизнь» (Ин. 5: 24). Воскресение Христово, когда Господь воскрес телом, как раз подтверждает, что и мы тоже воскреснем.
Смерть Господа Иисуса Христа на Кресте была добровольной и искупительной. Его смерть – это выкуп. Он нас выкупает. Как и апостол Павел говорит об этом: «Вы куплены дорогою ценою; не делайтесь рабами человеков» (1 Кор. 7:23). Что же это за выкуп и у кого Христос нас выкупает? У Бога Отца? Или у дьявола, в рабство к которому мы все попали после грехопадения первого человека? Кому принесена Жертва Христом?
Святитель Фотий Константинопольский говорил, что ни у кого Господь нас не выкупает. Поскольку не все значения прямого смысла слова переходят на его использование в переносном смысле. «Кто» внёс выкуп – есть, это – Христос. «Кого» выкупили – есть, это – мы, люди, всё человечество, начиная от Адама. А того, «кто получил» выкуп – нет. Жертва Христа – это Жертва любви.
Святитель Григорий Богослов решительно восстаёт против того, что Жертва принесена Богу Отцу: «Не у Отца мы были в плену, – говорит Григорий Богослов. – А во-вторых, по какой причине кровь Единородного приятна Отцу, Который не принял и Исаака, приносимого отцом, но заменил жертвоприношение, вместо словесной жертвы дав овна?»
Но тогда неужели дьявол, который погубил людей своим коварством, заставил ещё и Бога претерпеть страдания и Крестную смерть ради нашего выкупа? Это не так. Не дьявол заставил, а Бог Сам, изначально, это предопределил. Потому что, прежде чем создать человека, Бог, по Своему предведению, знал, что Адам падёт. Это не оказалось для Него неожиданностью. И Бог знал, что́ придётся дальше делать.
Если же говорить о том, кому всё-таки, принесена Жертва, то этому вопросу были посвящены Константинопольские соборы 1156-1157 годов. Согласно формулировкам этих соборов, Жертва Христова принесена от Его человечества, которое есть вся Церковь и продолжается эта Жертва в Евхаристии. Христос единожды принёс Жертву ради нашего спасения, и она актуализируется каждый раз, когда совершается Евхаристия. Господь Сам Себя приносит и Сам же Себя принимает. Приносит как Человек, принимает как Бог. И принесена Жертва – Божеству, которое Одно у Отца, Сына и Святого Духа.
Вызывает огромное сожаление нечто другое – много людей из живущих ныне или живших на земле ранее не воспользуются Божественными Дарами искупительной Жертвы. Подавляющая часть человечества проявляет равнодушие к своей будущей (загробной) жизни. Либо человек считает, что после его смерти не наступит ничего, либо – «тогда мне будет уже все равно», и зачем задумываться, живя здесь? Ешь, пей, веселись… Что говорит Евангелие, меня не касается. Но «загробная жизнь» реально существует, тело стареет и умирает, а душа не стареет, и она вечна, и во время Второго пришествия Христа, когда воскреснет обновленное тело, то она соединится с ним. То, что будет тогда? Душа, жаждущая страстной жизни, окажется в обновленном теле, которому будут чужды страсти. Она не сможет удовлетворить свою жажду греха, и для нее начнутся муки вечные. Не совершая добрых дел, не имея опыта молитвы во время земной жизни, после смерти она уже не сможет этому научиться и будет пребывать вне единства с Богом. А именно Бог – источник жизни.
Мнение колумнистов может не совпадать с точкой зрения редакции