Ночные покупки и корзины мечты
Помните, как в пандемию все говорили о думскроллинге — тревожном пролистывании ленты новостей. Теперь появился и дримскроллинг (от английского dream — мечтать, и scroll — пролистывать). В недавнем опросе, проведенном крупным финансовым маркетплейсом, половина респондентов признались, что не могут остановиться, открывая приложение перед сном. Они совершают покупки, в которых совсем не было нужды, и собирают корзины мечты — туда попадает то, что гипотетически может понадобиться, но в будущем.
По статистике, выкупается только половина товаров, а логистические службы популярных сервисов перегружены. Страдают от такого поведения продавцы — покупателю ведь ничего не стоит вернуть спонтанные заказы, но об ущербе тех, кто все это поставляет, задумываются немногие. Трафик выгоден только самим маркетплейсам, и их алгоритмы постоянно совершенствуются — в лентах появляется все больше любопытных вещиц, и наше желание приобретать новые безделушки становится все сильнее. Тем более что только вскользь поинтересовавшись чем-то, мы уже видим конкретное предложение на сайте.

Половина опрошенных совершают импульсивные покупки по советам блогеров — реклама часто упакована как искренняя рекомендация, как когда-то на рынках: «Берите, сама уже полгода пользуюсь и в восторге». Вечером, когда мы листаем ленты соцсетей, критическое мышление снижается, и кажется, что рекомендованный товар нужен безотлагательно, тем более что между импульсом и покупкой всего один клик. Вот уже и зависимыми от онлайн-покупок считают себя 23 процента опрошенных, а наличие пункта выдачи в шаговой доступности теперь — значимый фактор при выборе места жительства для 29 процентов.
Шопоголизм был и раньше, только процесс был сложнее. Теперь же походы в пункты выдачи и попытка найти купленным вещам место в квартире крадут не только деньги из кошелька, но и время. Ведь ненужный хлам, складирующийся на полках, нужно перебирать, перекладывать, чтобы смахнуть пыль или найти место новым приобретениям, и этот процесс отнимает самое драгоценное — часы, которые можно потратить на что-то важное: общение с друзьями, хобби, спорт... Да мало ли в жизни занятий, которые приносят больше удовольствия, чем покупки. Ведь в конце концов минутная радость обладания очередной вещью быстро сменяется сожалением о потраченных деньгах — по крайней мере, так ответили 37 процентов опрошенных пользователей маркетплейсов.
Мнение колумнистов может не совпадать с точкой зрения редакции