Как понять, что Церковь едина
Что касается множества Поместных Православных Церквей – все они находятся в евхаристическом общении. Все составляют одно тело Церкви, а территориально и административно отличаются друг от друга. В Поместных Православных Церквях могут быть разные епископы, традиции, обряды, молитва возносится на разных языках, но все мы – одна Церковь. В то время как о разного рода раскольниках и еретиках мы этого сказать не можем, – Бог им Судья.
В Церкви человек движется к единству с Богом и с другими людьми. О единстве христиан молился Господь перед Своей смертью: «Да будут все едино: как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино» (Ин. 17: 21). Так и святитель Василий Великий говорит, что Христос пришел объединить в Себе всех, то есть объединить не только с Собой, но и между собой. Преподобный авва Дорофей говорил, что движение человека к единству с Богом и с другими людьми – двуединый процесс.

Чтобы пояснить свою мысль, преподобный Дорофей приводил пример окружности и её центра. Точка в центре круга – Бог. Радиусы по всей окружности – верующие христиане, которые в своей земной жизни, стремятся быть ближе к Богу. И чем они к Нему (к центру) больше приближаются, тем ближе между собой. Приближаясь к Богу, человек в своей любви, понимании, прощении, сострадании, становится ближе и к другому человеку.
К примеру, отшельник, живущий одиноко, казалось бы, уже близок к Богу: но дал обет молчания, с людьми не встречается, вся его жизнь посвящена Христу. Где же единство в любви с другими людьми? Но дело в том, что истинная общность между людьми заключается не в том, чтобы коллективно в театр сходить или вместе посидеть, музыку послушать. Единство проявляется в едином духе, в том, что мы стремимся к Одному Источнику жизни ‑ Богу, имеем Одного Духа Святого, по крайней мере, хотим иметь. Это – духовное единство, и оно важнее физического.
Тот же отшельник, не то чтобы вообще не хочет людей видеть, – он избегает греха, борется со страстями в своем сердце, и Благодать освящает не только его, но и окружающий мир. Он не отделяет себя от Церкви, не говорит, что ему вообще, в принципе, никто никогда не нужен. Он просто всецело предает себя Богу, но при этом он молится за всех, и молитва его действенна.
Это и есть – единство на духовном уровне. Объединение мирское, не важно на какой основе, непрочно, переменчиво. В любой момент оно может исчезнуть, как исчезают разные партии и акционерные общества. Духовное единство не таково, потому что основывается на непреходящих вещах: на Боге, на Духе Святом, на преданном Христом через апостолов учении, а не на человеческом общении, или общих земных интересах, делах, симпатиях, что может в любой момент поменяться. Поэтому так важно то каноническое и духовное единство Церкви, основанное на учении Христа, переданное апостолами, которое отставали святые отцы во все времена, и которое Церковь хранит сегодня.
Мнение колумнистов может не совпадать с точкой зрения редакции