Черный человек у вас на спине
Многочисленные опросы аудитории это подтверждают — чтение прочно стало частью обыденной жизни. Держатся в общем тренде и маркетологи, и если целевая аудитория стала ближе к литературе, то и продавать, стало быть, можно, манипулируя этим интересом. Вот и получается, что карты одного крупного банка предлагают Онегин и Раскольников. Но это еще не все — на днях крупный книжный сервис совместно с брендом одежды презентовал коллекцию к 130-летию Есенина. Любителям творчества поэта предлагаются не только футболки с его портретами, к чему мы люди привычные, но и с его стихами. Стихотворение «Заметался пожар голубой» и фрагменты поэмы «Черный человек» теперь украшают блузки и манжеты рубашек. А что? Раз литература стала частью повседневной жизни, то можно сделать ее и частью гардероба.
Но только смущает одно. Строки, выстраданные поэтом, его душевное откровение, становится не текстом, к которому обращаются в момент таких же высокоградусных переживаний читатели, разделяя, понимая, сочувствуя его боли, но просто узором на одежде. Зачем? Может, ради демонстративности — показать, что мол, не Чебурашку с Микки Маусом люблю, а высокую литературу, и не цитаты, разошедшиеся в соцсетях читаю, а классику? Наверное, есть и другие причины. Но точно вряд ли здесь речь про любовь к самому произведению, стремление его понять и почувствовать — тогда уж точно странно было бы желать его видеть на футболке.

Тонкая, конечно, это грань. Не может не восхищать, что вновь наш интерес вернулся к книгам и не читать вроде как стало странным и зазорным. Только нет ли в этом стремлении превратить книжную культуру в культуру массовую, а писателей и персонажей — в символы-аватары на самом деле невольного уничтожения смыслов? Объяснюсь. Если пролистывать текст произведения как ленту соцсетей, особенно не вдумываясь, не прикасаясь к смыслам душой, не подключаясь к нему, то, конечно, список прочитанного будет расти стремительно, а список понятого.... Так что популяризация, доступность книг, конечно, шаг правильный. Но помимо этого стоит популяризировать и смысл. Иначе ничего больше великая литература не будет значить, кроме как маркера псевдоинтеллектуалов, желающих облачиться в рубашку со стихами, которые должны быть прочитаны приличным человеком. Хочется, конечно, сразу показать — вот я какой, начитанный и образованный, любитель классической литературы. Но даже если весь гардероб составить сплошь из футболок с золотым фондом литературы, это не прибавит глубины понимания.
Мнение колумнистов может не совпадать с точкой зрения редакции