Главное
Истории
Эстетика СССР

Эстетика СССР

Березы

Березы

Вампиры

Вампиры

Осенние блюда

Осенние блюда

Инглиш

Инглиш

Самые старые города

Самые старые города

Кокошники

Кокошники

Лесотерапия

Лесотерапия

Сумерки

Сумерки

Шекспир

Шекспир

Нужно помнить о своих обязанностях

Общество
В современной жизни многое идет не так, как хотелось бы. И нередко люди на этом фоне начинают все снисходительнее относиться к самим себе, к тому, насколько они сами помнят о своем долге, выполняют свои обязанности.

Кажется, если вокруг столько всего идет не так, как должно бы, стоит ли вообще стараться? Немало наших современников думают примерно в подобном ключе. А кто-то и вовсе полагает, что за последние десятилетия мир очень заметно изменился, поэтому «старые» нормы и способы жить в нем уже неактуальны.

Мир изменился, но не настолько сильно, как порой многим представляется. Лучше сказать — условия жизни поменялись, шагнула вперед наука, медицина, совершили очередную революцию технологии, а механизмы, движущие человеческим обществом, ничуть не поменялись. Исказились многие понятия, но человек остался человеком. Мир на самом деле никогда не представлял собой нечто статичное, застывшее, закаменевшее. В нем всегда происходило какое-либо развитие, перемены, быстрые или медленные, заметные или почти нет, но они были. При этом оставались неизменными в своей сути вечные истины и основанные на них нормы нравственности. И наши непростые времена не являются исключением.

Бывает, что человек приходит в новый для себя рабочий коллектив с желанием и готовностью трудиться. Но быстро замечает, что его новые коллеги работают спустя рукава, не очень-то стараясь и большую часть времени тратят не на свои обязанности, а на бесконечные телефонные звонки и решают отнюдь не профессиональные вопросы, а домашние и личные дела. Почти каждый ищет свою выгоду, нередко «забывая» об интересах общего дела. И вот новичок уже подумывает о том, что, раз среди коллег немало тех, кто не относится к выполнению положенных дел с полной отдачей и добросовестно, то и ему, наверное, не стоит очень уж напрягаться и прилагать усилия…. Оправдание для себя уже найдено, готово заранее: зачем стараться мне, если не стараются они?

Но это все отговорки, желание «заключить сделку», как сейчас модно выражаться, со своей совестью. Если другой человек халатно относится к исполнению своей работы, разве это каким-то образом освобождает нас от необходимости добросовестно трудиться? Возможно, кто-то из работников на самом деле не является хорошим, честным специалистом, его уже не переделаешь. Но наше собственное отношение к работе, честность и точность зависят от нас самих, а не еще от кого-то. И каждый должен помнить о своих обязанностях и ответственно их выполнять. А иначе как же наша жизнь может измениться к лучшему, в которой «все не так», если мы, каждый на своем месте, будем все делать халтурно, лишь бы как?

Учительница русского языка и литературы Марина Петровна недавно поменяла место работы — перешла в школу поближе к дому. Она была очень удивлена отношением новых коллег к преподаванию. Большинство словесников этой школы жили с уверенностью в том, что «современные дети ничего не читают» или «современные дети очень мало читают», поэтому литературе уделяли гораздо меньше внимания, чем это предусмотрено школьной программой. От учеников перестали требовать и ждать, что они будут читать литературные произведения. Уроки проводились так, что собственно текст оказывался где-то «на задворках», часть же занятий вообще занимали подготовкой к крупным контрольным и экзаменам… по русскому языку. Аргументировалось это тем, что русский язык — предмет для сдачи экзамена обязательный, он всем понадобится и т. д.. О том, что даже в такой странной по отношению к литературе атмосфере среди старшеклассников есть те, кому этот предмет понадобится в будущем для поступления в вуз, предпочитали не думать и не вспоминать. И это, подчеркну, была позиция не одного педагога, а сразу нескольких учителей.

Этой ситуацией Марина Петровна была удивлена. Примкнуть к коллегам и разделить пессимистическую уверенность, что подростки «все равно не читают» она не могла, поэтому стала в своих классах на уроках работать с текстом, стала раз за разом задавать задания на дом, на уроках с учениками разбирала художественные произведения. Она находила понятные аргументы, напоминая снова и снова, что читать необходимо. Она водила ребят в театр, ставила небольшие спектакли на школьной сцене и отдельные сцены в классе. И оказалось, что не так все печально, как думалось ее новым коллегам. Результаты работы быстро стали заметны.

Нужно помнить о своих обязанностях Фото: Пелагия Замятина / Вечерняя Москва

Корень проблем был в том, что в этой школе многие педагоги почему-то «забыли» о своих обязанностях: даже если классы наполнены далеко не самыми лучшими учениками, даже если пришли дети, которые не приучены читать, учитель обязан вести уроки литературы, а не заменять их чем-то другим, он обязан приложить усилия для того, чтобы ученики прочитали предусмотренные программой произведения, поработали с ними, чтобы на основе русской классики учились размышлять. Педагог не обладает всемогуществом — это безусловно. Он не может взмахом волшебной палочки сделать так, что все полюбят книги и будут проводить за чтением большую часть досуга, но он должен в рамках своих профессиональных обязанностях использовать максимум инструментов, чтобы вызвать интерес к своему предмету у учеников, а лучше — привить любовь, а не депрессивно сложить ручки и сказать, что «тинейджеры все равно ничего не читают».

Сплошь и рядом современные родители говорят, что жизнь слишком изменилась, поэтому они вообще не понимают, что делать с детьми. Кажется, что нравы теперь совсем другие, поэтому говорить о целомудрии стало «старомодно». Обычный труд в быту представляется таким рутинным и неинтересным, а детям так хочется дать хорошее, легкое, счастливое детство, что сегодняшнее поколение детей во многих семьях из-за этого полного незнакомства с обыденными заботами как то: замена перегоревшей лампочки, сантехнического фильтра или чистка картофеля и т.д., при малейшем соприкосновении с подобной проблемой впадают в полную растерянность…. А то и погружаются в депрессию, тревожность, расстройство — что там еще напридумывали сегодняшние психологи. Людям старшего поколения, особенно тем, у кого в школе были уроки труда и которым пришлось в жизни многому научиться, подобное видится уродливым и смешным. Нельзя же только на кнопочки в гаджетах нажимать, нужно и руками шевелить, а значит, включать свой интеллект, а не искусственный.

Находятся и родители, готовые найти оправдания не самому достойному поведению своего ребенка в компании сверстников: «Это же дети, современные дети. Они сейчас такие. И мой ведет себя как все». На самом деле «как все» не бывает. «Как многие» — да. А «все» слишком разные, так было всегда, и далеко не все в человеке обусловлено временем. Если поискать примеры у наших классиков — был Гринев, и был Швабрин. Казалось бы — два молодых человека с почти одинаковыми исходными данными, но в литературном произведении это антиподы. А в истории: был генерал Д. М. Карбышев, и был атаман Шкуро. Первый навсегда остался олицетворением мужества, стойкости и благородства, а второй — пособник фашистам.

Как бы ни менялась жизнь, обязанность с родителей воспитывать детей не может быть снята. Суть нравственных норм не меняется — вечные истины потому и вечные, что они верны всегда, а не в зависимости от века или десятилетия. Родители должны объяснять, «что такое хорошо и что такое плохо» и малышу, и подростку — каждому на подходящем возрасту уровне.

У всех нас есть разные обязанности. Вот о них мы и должны помнить. И смотреть в первую очередь не на других (делают ли они должное?), а на себя. И требовать в первую очередь от себя. Тут можно только вспомнить слова апостола Павла, обращенные к ефесянам: «исполняя волю Божию от души, служа с усердием, как Господу, а не как человекам,… каждый получит от Господа по мере добра» (Еф. 6: 5-8). То есть всегда иметь перед глазами Бога и руководствоваться Его заповедями и обетованиями.

Мнение колумнистов может не совпадать с точкой зрения редакции

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.