Метро задает ритм всему городу
Ещё в начале 2010-х метро работало на износ: устаревшие поезда — всего 13% современных составов, перегруженные пересадки, а очереди в кассы занимали у людей по рабочему дню в месяц. Сейчас представить это трудно. За 15 лет город прошёл путь, который другие мегаполисы преодолевают десятилетиями. Более 120 новых станций, открытие МЦК и БКЛ — самой большой в мире кольцевой линии метро, запуск четырёх линий МЦД — и, как результат, количество станций рельсового каркаса выросло в 2,5 раза.
Пока в Нью-Йорке за 15 лет построили около пяти станций, Москва обновляет карту метро каждые несколько месяцев. За этим темпом — колоссальная работа метростроевцев, инженеров, архитекторов. Это те самые люди, чьё профессиональное наследие началось ещё в годы войны. Тогда, несмотря на эвакуацию и фронт, в Москве продолжали строить метро: семь станций были открыты даже в условиях бомбёжек. За этот подвиг Метрострой был награждён вторым орденом Трудового Красного Знамени.
Сейчас в Москве ведётся строительство двух новых линий метро: Рублёво-Архангельской и Бирюлёвской. Строятся новые станции на Троицкой линии, первый этап которой завершили в сентябре этого года. Работы охватывают районы на юге, западе и в Новой Москве. Также запланировано продление Сокольнической линии Щербинки и Арбатско-Покровской — до станции «Гольяново». К 2030 году в городе будет 517 станций рельсового каркаса. Новые маршруты улучшат доступность транспорта для миллионов жителей и свяжут с центром десятки отдалённых районов.
Сегодня в арсенале у города — алгоритмы прогнозирования загрузки, отечественные цифровые платформы и даже беспилотные технологии. Уже к 2026 году появится первый поезд, способный двигаться без машиниста — с интервалом около 90 секунд. Такого пока нет ни в одном городе мира.
Но цифры — это только часть картины. Главное, что московский транспорт стал удобным и доступным для всех. Карта «Тройка» избавила от очередей, приложения показывают загруженность вагонов в реальном времени, а количество современных поездов выросло почти в полтора раза. И при этом исчезли критически перегруженные перегоны — их было 16, стало ноль.
Развитие метро — это не просто строительство тоннелей, а создание качественной городской среды. Сегодня Московский метрополитен — один из самых современных и динамично развивающихся в мире. Но главное — с каждым днём он становится еще безопаснее, удобнее и доступнее. И каждый день мы благодарим тех, кто делает это возможным — метростроевцев.
Мнение колумнистов может не совпадать с точкой зрения редакции