Главное
Истории
Полицейский с Петровки. Выпуск 51

Полицейский с Петровки. Выпуск 51

Секрет успеха. Эдгард Запашный

Секрет успеха. Эдгард Запашный

Эстетика СССР

Эстетика СССР

Березы

Березы

Вампиры

Вампиры

Осенние блюда

Осенние блюда

Инглиш

Инглиш

Самые старые города

Самые старые города

Кокошники

Кокошники

Лесотерапия

Лесотерапия

Теория и практика авиации

Общество
Решением Реввоенсовета в Москве 23 ноября 1920 года была образована Военная академия имени профессора Н. Е. Жуковского. Она сыграла ключевую роль в развитии отечественной авиации. Главной целью была заявлена подготовка высококвалифицированных кадров для военной авиации.

Она сейчас кажется очевидной, однако в далеких 1920-х годах вокруг нее было много споров. Академию бесконечно реорганизовывали, пытаясь определиться, что важнее — быть ли ей прежде всего научным центром или стать более ориентированной на прикладные, практические задачи для нужд быстро развивающейся авиации. Шли споры между учеными-теоретиками и инженерами-практиками, занимавшимися разработкой и испытаниями авиатехники. Некоторые ученые считали, что их теоретические знания необходимы для долгосрочного развития авиации, в то время как практики настаивали на более быстром внедрении их разработок в реальные боевые самолеты.

В итоге все совместили: Академия имени Жуковского стала ключевым центром подготовки авиационных кадров и научных исследований в СССР. Изначально при этом кураторство было за военными: уже в 1920 году академия была передана в ведение Главного управления Красного воздушного флота и преобразована, по сути, в военный институт. Через три года состоялся переезд в новое здание (бывший Петровский дворец). Этим реорганизация не закончилась: в 1940 году академия была разделена на две части — инженерную (Академия имени Жуковского) и командно-навигационную (будущая Академия имени Гагарина).

Не обошли стороной академию и репрессии. Так, в июне 1927 года по обвинению в контрреволюционной деятельности был арестован первый начальник академии А. Н. Вегенер, боевой летчик, из дворян, участник еще Русско-японской войны (на момент ареста руководил кафедрой аэронавигации). Его расстреляли. Затем, в начале 1930-х, были арестованы несколько преподавателей, бывшие офицеры Русской армии, а заодно с ними Г. Д. Гай, начальник кафедры военной истории. На свою беду, на одной из вечеринок (уже приняв на грудь) он заявил: «Надо убрать Сталина, все равно его уберут». К тому же Гай был в скверных отношениях с другими героями Гражданской войны Буденным и Ворошиловым, которые по старинке считали, что надо делать ставку на конницу, а не на авиацию.

Теория и практика авиации Фото: Shutterstock

В конце 1930-х репрессии приняли уже массовый характер. В результате на конец 1937 года некомплект на командном факультете составлял 170 человек, на инженерном — 95, на специальном — двое.

Академию это, впрочем, не убило, она оправилась. И за время своего существования подготовила более пяти тысяч докторов и кандидатов наук. Из ее стен вышли такие звезды отечественной авиации, как генеральные конструкторы Ильюшин, Микоян, Яковлев, Болховитинов, Кузнецов, Туманский, главные маршалы авиации Вершинин и Жигарев, восемь маршалов авиации, 30 летчиков-космонавтов, более 50 летчиков-испытателей СССР и России, 40 академиков и членкоров АН СССР и РАН, более 80 заслуженных деятелей науки и техники РФ, 200 лауреатов Государственных премий, 109 Героев Советского Союза и России и 29 Героев Социалистического Труда.

Однако в 2011 году, тогда министром обороны был Сердюков, заведению пришлось пережить новое испытание. Начать с того, что Военно-воздушную академию имени профессора Н. Е. Жуковского и Ю. А. Гагарина (так она тогда уже называлась) перебазировали из Москвы и Подмосковья в Воронеж. Решение вызвало большой скандал — и подозрения, что в основе лежали коммерческие соображения и желание распродать дорогие участки земли. Предсказуемо, многие ученые и преподаватели переезжать в провинцию отказались. Хотя постепенно материально-техническая база была восстановлена и даже получила развитие. Так что история продолжается.

Мнения обозревателя «Вечерней Москвы» Георгия Бовта

Мнение колумнистов может не совпадать с точкой зрения редакции

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.