Теория и практика авиации
Она сейчас кажется очевидной, однако в далеких 1920-х годах вокруг нее было много споров. Академию бесконечно реорганизовывали, пытаясь определиться, что важнее — быть ли ей прежде всего научным центром или стать более ориентированной на прикладные, практические задачи для нужд быстро развивающейся авиации. Шли споры между учеными-теоретиками и инженерами-практиками, занимавшимися разработкой и испытаниями авиатехники. Некоторые ученые считали, что их теоретические знания необходимы для долгосрочного развития авиации, в то время как практики настаивали на более быстром внедрении их разработок в реальные боевые самолеты.
В итоге все совместили: Академия имени Жуковского стала ключевым центром подготовки авиационных кадров и научных исследований в СССР. Изначально при этом кураторство было за военными: уже в 1920 году академия была передана в ведение Главного управления Красного воздушного флота и преобразована, по сути, в военный институт. Через три года состоялся переезд в новое здание (бывший Петровский дворец). Этим реорганизация не закончилась: в 1940 году академия была разделена на две части — инженерную (Академия имени Жуковского) и командно-навигационную (будущая Академия имени Гагарина).
Не обошли стороной академию и репрессии. Так, в июне 1927 года по обвинению в контрреволюционной деятельности был арестован первый начальник академии А. Н. Вегенер, боевой летчик, из дворян, участник еще Русско-японской войны (на момент ареста руководил кафедрой аэронавигации). Его расстреляли. Затем, в начале 1930-х, были арестованы несколько преподавателей, бывшие офицеры Русской армии, а заодно с ними Г. Д. Гай, начальник кафедры военной истории. На свою беду, на одной из вечеринок (уже приняв на грудь) он заявил: «Надо убрать Сталина, все равно его уберут». К тому же Гай был в скверных отношениях с другими героями Гражданской войны Буденным и Ворошиловым, которые по старинке считали, что надо делать ставку на конницу, а не на авиацию.
В конце 1930-х репрессии приняли уже массовый характер. В результате на конец 1937 года некомплект на командном факультете составлял 170 человек, на инженерном — 95, на специальном — двое.
Академию это, впрочем, не убило, она оправилась. И за время своего существования подготовила более пяти тысяч докторов и кандидатов наук. Из ее стен вышли такие звезды отечественной авиации, как генеральные конструкторы Ильюшин, Микоян, Яковлев, Болховитинов, Кузнецов, Туманский, главные маршалы авиации Вершинин и Жигарев, восемь маршалов авиации, 30 летчиков-космонавтов, более 50 летчиков-испытателей СССР и России, 40 академиков и членкоров АН СССР и РАН, более 80 заслуженных деятелей науки и техники РФ, 200 лауреатов Государственных премий, 109 Героев Советского Союза и России и 29 Героев Социалистического Труда.
Однако в 2011 году, тогда министром обороны был Сердюков, заведению пришлось пережить новое испытание. Начать с того, что Военно-воздушную академию имени профессора Н. Е. Жуковского и Ю. А. Гагарина (так она тогда уже называлась) перебазировали из Москвы и Подмосковья в Воронеж. Решение вызвало большой скандал — и подозрения, что в основе лежали коммерческие соображения и желание распродать дорогие участки земли. Предсказуемо, многие ученые и преподаватели переезжать в провинцию отказались. Хотя постепенно материально-техническая база была восстановлена и даже получила развитие. Так что история продолжается.
Мнения обозревателя «Вечерней Москвы» Георгия Бовта
Мнение колумнистов может не совпадать с точкой зрения редакции