Тест для зеленого цыпленка
На основе этих рисунков психолог намеревалась сделать далеко идущие выводы о развивающихся личностях. И огласить результаты на родительском собрании.
Но вмешалась детская непредсказуемая психология.
То ли педагог плохо объяснила, что именно требуется; то ли просто решили нашкодить. Скорее всего, просто детское «обезьянничанье» сыграло роковую роль. И детушки стали перерисовывать друг у друга фантазии относительно кругов и овалов. Старались. В конце тестирования психологу были сданы листочки, на которых были нарисованы разнообразные голубые облака и зеленые цыплята. У всех! Представляю себе лицо психолога, когда она, вооружившись научными таблицами, собралась трактовать детские рисунки и рассматривала этих самых цыплят и облака. На собрании результаты тестирования не обсуждались, а жаль — мне кажется, пачка однотипных рисунков — превосходная тема для обсуждения. Почему наши дети такие непредсказуемые, и почему тесты столь идиотские, и, в конце концов, что делать школьным психологам
История уже подзабылась. Но недавно всплыла — в связи с грядущим тестированием школьников на наркотики. Уже в электронный дневник я получила сообщение о том, что будет проводиться тестирование, и не возражаю ли я, и какие будут вопросы? Их можно будет задать на родительском собрании, которое будет посвящено тестированию. Вопрос у меня один и главный: что хотят получить в качестве результата? По Интернету уже гуляют анкетные задания. Очень странные, ответить на них по-настоящему сложно, потому что слишком уж они двойственные. Как, например, ответить на вопрос: «Оказавшись в Испании XIX века, что бы тебя могло заинтересовать: концерт старинной гитары и веселые испанские песни; бой воинов, который нередко заканчивался человеческими жертвами; не уверен». Или: «Если бы волшебник превратил тебя в дерево, ты предпочел бы быть: одинокой, величественной сосной на вершине утеса; яблоней во фруктовом саду; не знаю». Или — чудесное: «Если бы тебе пришлось работать в школе, ты предпочел бы быть: библиотекарем; учителем физкультуры; трудно сказать». Почему именно библиотекарем или учителем физкультуры? Надо ли это понимать так, что желающий поработать учителем физкультуры скорее станет курить траву, чем предпочитающий труд библиотекаря? Почему, в конце концов, нет в этом списке стези учителя физики или литературы? Ученик стопудово не захочет быть «серьезным учителем»?
Или вот вопрос о том, пошел бы ты охотиться на тигра, несмотря на возможную опасность. Вот выяснится: да, парень — авантюрист. Хочет идти охотиться на тигра. Значит ли это, что он столь же легко начнет «пробовать что-то запретное»? И вот подобных вопросов более ста. Ответить на них можно в зависимости от того, какое у тебя сегодня настроение. Или в зависимости от того, что пишет сосед по парте. Или просто — методом тыка, как привыкли сейчас заполнять многочисленные тесты наши дети… По-моему, серьезно воспринимать все эти опросники просто невозможно.
А ведь к тестированию серьезно готовятся. Волнуются учителя, родители и сами анкетируемые. Они заранее на стреме. А вдруг тест скажет: ваш сын — потенциальный наркоман? Психологам, конечно, виднее. Но если и можно что-то выявить по таким вопросам, то делать это может только очень квалифицированный специалист. Не формалист-недоучка, каковых, увы, большинство.
Иначе получится очередной рассказ про зеленого цыпленка.
Тестировать школьников на наркотики нужно. Для этого есть простые и надежные методы: анализы. Просто, наверное, получить такой вот конкретный и безапелляционный результат для многих страшно. Для школы, в которой вдруг могут выявиться неприятные неожиданности. Для тех, кто «пробовал». Для тех, кто потом должен будет решать: что с этим делать? А все эти странные опросники — это просто очередное запудривание мозгов и неисчерпаемая почва для шуток. Я вот, например, хотела бы, чтобы волшебник превратил меня в кокосовую пальму где-нибудь на берегу океана. Но такого варианта ответа, увы, нет.
Мнение автора колонки может не совпадать с мнением редакции
Мнение колумнистов может не совпадать с точкой зрения редакции