Как Зюганов дал дорогу Путину
То была совершенно иная политическая эпоха, иные правила, в том числе избирательные: нынешние уже имеют с теми весьма мало сходства. Нынче не принято отдаваться на волю волн народного переменчивого волеизъявления. Это тогда у Ельцина в начале кампании было 6 процентов, а потом рейтинг отрос до «избирабельного». Для одних – путем «манипуляций массового сознания» (да-да, та самая «коробка из под ксерокса»), для других - в результате «эффективной политической кампании».
Чаще всего, применительно к тем выборам, задаются двумя вопросами – что бы было, если бы победил Зюганов и не победил ли он на самом деле? Зюганов, с одной стороны, довольно часто и сам пробрасывал мысль о том, что, мол, та победа Ельцина была нечестная.
Потом эту мысль пару раз позволяли себе высказывать вслух люди и повыше. Однако в то время сам Зюганов победу не оспаривал, хотя силы коммунистов тогда были несравнимо больше нынешних. Он побоялся брать власть, как горячий каштан из огня бурной общественной трансформации. КПРФ заняла первое место на предшествующих думских выборах (22 процента), на ее митинги выходили десятки тысяч людей (в разы больше ельцинистов), в регионах правили многочисленные – и избранные народом напрямую – коммунистические или им сочувствующие губернаторы, которые вовсе не ходили по струнке по командам Кремля. Правящая – как бы правящая - партия «Наш Дом – Россия» получила на парламентских выборах жалкие 10 процентов. Сегодня такое и представить невозможно. В руках левых была значительная часть прессы, свободный доступ к телевидению. А «на стороне» Ельцина были провалы чеченской войны, разгорающаяся, как пожар, коррупция, разочарование в экономических реформах, скандалы пресловутой «семьи» и вольница – в стиле оргии - олигархов.
И все же победа Зюганова в ту пору была бы шагом назад. Это сейчас, в пору своего 70-летия, Геннадий Андреевич, окончательно вошедший в сытую и покойную роль «оппозиции Ее Величества», получивший орден из рук патриарха (какая насмешка истории: церковь, так сильно пострадавшая от коммунистов в ХХ веке, добровольно награждает наследника ее гонителей) может кого–то очаровать своим почти европейским социал-демократизмом. В те времена это был совершенно советский - в худшем смысле этого слова (потому как отсталый от времени) - политик, звавший назад. Ничего иного в его лозунгах не было. Приход его к власти вполне способен был бы породить гражданскую войну, поскольку далеко не все (тогда) россияне хотели back to the USSR.
На мой взгляд, куда более реальной – и куда более эффективной – альтернативой Ельцину, который после военной победы над парламентом в 1993 году, казалось, утратил часть неких важных политических принципов, начав – руками сомнительных людей типа Бориса Березовского – строить то, что в конце концов стало нынешней вертикалью власти (где у парламента роль разве что шутовская) – был Анатолий Собчак. По крайней мере, он не только был сторонником демократии, но и умел учиться на ошибках ее младенческой поры. Однако Ельцин его недолюбливал. И дороги ему в Кремль не дал. Их решающий разговор состоялся в декабре 1995 года. Ельцин дал понять, что пойдет на второй строк во что бы то ни стало. Собчак решил не раскалывать то, что тогда называлось «демократическим лагерем». «Во что бы то ни стало» «любой ценой» - на долгие годы стало плохим, притом доминирующим принципом российской демократии. Собчак же умер сразу после победы Владимира Путина на выборах 2000 года. Кстати, Путина в свое время «придумал» именно Ельцин. Многие полагают, что тогда это был его тактический выбор. Думаю, они ошибаются. Стратегический.
Мнение автора колонки может не совпадать с мнением редакции

Это фото — уникально. Оно сделано в разгар президентской предвыборной гонки 9 июня 1996 года в Новосибирске. Именно здесь впервые на сцене он выступал, предваряя концерт рок-группы в новаторской для того времени предвыборной акции «Голосуй, а то проиграешь». На фото — попытка первого президента России пригласить супругу, Наину Иосифовну, на быстрый танец под музыку группы «Ва-Банкъ». Импровизация тогда не удалась — Наина Иосифовна деликатно отказалась. А уже спустя сутки в Ростове-на-Дону Ельцин все же «зажег» и лихо сплясал под песню Жени Осина «Ялта».
Так он ответил Биллу Клинтону, игравшему на выборах на саксофоне, и заставил своего главного оппонента Геннадия Зюганова «взяться за гармонь». Ровно 18 лет назад, 3 июля 1996 года, состоялся второй тур выборов президента России, на которых победу одержал Борис Ельцин, набрав 53,82 процента голосов.
Мнение колумнистов может не совпадать с точкой зрения редакции