Весы небесного правосудия
Адольф Шаевич, Главный раввин России / Фото: Из архиваОсновное отличие Рош а-Шана от Нового года в европейском понимании заключается в том, что в иудаизме нет, как такового, момента перехода от старого года к новому. Новогодние празднования у евреев продолжаются почти месяц.
Несмотря на то, что это праздничные дни, в еврейской традиции завершение одного года и начало нового - чрезвычайно важный и ответственный период. Это время подведения итогов, осознания своих грехов, раскаяния и искупления. Недаром новогодние праздники называются Днями Трепета и заканчиваются они самым главным днем в году для верующих евреев – Йом Кипуром, днем Искупления или Судным днем.
Еврейский календарь ведет свой отсчет от сотворения мира, и справедливо было бы предположить, что первым днем в году стоило бы выбрать день начала Творения. Но мы празднуем начало Нового года Рош а-Шана (буквально - голова года) в шестой день – день сотворения первого человека - Адама, именно в этот день Адам нарушил запрет и был осужден на изгнание из Эдена. Это был первый Рош а-Шана, и тогда свершился первый Суд над человеком.
В день Рош а-Шана Творец начинает особенно пристально заниматься судьбой каждого человека на Земле. Все наши дела, поступки и мысли в прошлом и настоящем рассматриваются и взвешиваются на точных весах небесного правосудия. Вс-вышний досконально оценивает жизнь каждого, в контексте с судьбой других людей, обстоятельствами развития мира вокруг человека, его внутренним самосознанием. В тот же день выносится приговор (пока предварительный). Через десять дней этот приговор скрепится Б-жественной печатью, и будет неимоверно трудно изменить записанную судьбу.
И поэтому, если до Рош а-Шана человек не задумывался о своих дурных поступках, то этот день – лучший день для переосмысления своей жизни и совершения искреннего раскаяния. В эти дни каждый верующий «отчитывается» самому себе и Создателю за все свои поступки, слова и мысли. Он принимает решения, как исправить проступки, если таковые были, и как вернуться к Богу. Считается, что в период новогодних празднеств небесные врата открываются шире, чем обычно, Вс-вышний становится ближе к людям, он слышит их молитвы и принимает раскаяния. И от того, как вы проживете месяц в преддверии Судного дня, зависит ваша дальнейшая судьба - запишут вас в Книгу жизни или нет.
«Знайте, что наверху есть глаз, который видит, ухо, которое слышит и книга, в которой записаны все дела ваши», - говорится в Пиркей Авот (Поучении отцов), трактате Мишны. А преддверии Судного дня Вс-вышний воздает каждому по делам его.
Уже за целый месяц до наступления Нового года, каждый, кто приходит в синагогу на утреннюю молитву, слышит в конце ее звук шофара (бараньего рога). Этот трубный призыв, обращенный к каждому человеку, заставляет его очнуться от спячки, уйти от повседневности, еще и еще раз направив все свои силы и возможности на духовный рост.
На встречу Нового года мы приходим в синагогу с надеждой на милосердный Суд и возносим свои молитвы. «Да будет тебе записан и запечатан благоприятный приговор на следующий год» - такими словами приветствуем мы каждого молящегося рядом с нами по окончании вечерней молитвы. Согласно традициям иудаизма, люди в эти дни прощают друг другу все вольные и невольные обиды, освобождаются от взаимного недопонимания и нетерпимости.
На протяжении тысячелетий из поколения в поколение еврейский народ чтит торжественность и возвышенную строгость «Дней покаяния»: «Пробудитесь, спящие, ото сна... и взгляните на дела ваши! Вспомните о своем Создателе и обратитесь к Нему с покаянием... Проникните в души свои и осмыслите дела свои. Оставьте ложные пути и недостойные мысли, и молите Всевышнего, чтобы Он был милостив к вам" – говорил Рамбам, выдающийся богослов.
Заповеди, которые дал нам Вс-вышний, требуют от нас проявлять милосердие и внимание друг к другу. Именно они составляют основу религиозной нравственности. Это те столпы, на которые мы должны опираться в своей повседневной жизни. Каноны духовности и добродетели, которые и сегодня являются основой не только для иудеев, но и для людей других культур и религий, уже много столетий учат нас жить в полной гармонии с замыслом Творца.
В дни праздника Рош а-Шана непременным угощением являются яблоки с мёдом, символизирующие пожелание сладкого и изобильного года.
От всего сердца поздравляю всех евреев России с наступающим 5775 Новым годом и желаю здоровья и долголетия. Пусть наступающий год принесет всем людям мир, радость и благоденствие. Счастливого и сладкого года!
Мнение колумнистов может не совпадать с точкой зрения редакции