«Дом с лилиями». Сага о том, что вполне могло быть…
/ Фото: «Вечерняя Москва»И если вспомнить хотя бы часть из созданного ими – хоть масштабный «Вечный зов», хоть «Тени исчезают в полдень», хоть даже недавнего относительно «Мессинга»…, да что там – любой из тридцати с лишним снятых ими фильмов, - станет ясно, что от «Дома с лилиями», показ которого начат на Первом канале, - ожидать можно многого.
Заявленный как сериал, «Дом», конечно, по первым сериям видно, масштабнее сериала хотя бы глубиной заявленных проблем: это – сага, сага семейная, растянутая во времени, но очень динамичная – впрочем, иначе Усков-Краснопольский и не снимают.
О чем сага? Да все о том же – о нас. Взятых вместе и разделенных суверенно – краями кожного покрова. И каждый тут – микрокосм, мир непознанный, загадочный, но и при всем этом – такой узнаваемый. Герои «Дома» - как мы. И мы – как они. Зеркало.
[OBJ Трейлер сериала «Дом с лилиями»]
На первый взгляд, сюжет саги прост: ну, вернулся с фронта достойный человек, коммунист, человек, имеющий блестящие карьерные перспективы. И все при нем: и боевое прошлое с заслугами, отмеченными медалями, и красавица жена, и дом – полная чаша, полная настолько, насколько это было возможным в ту пору, когда дома украшали портреты товарища Сталина. Но и главного у него нет, иначе сердце вояки не стало бы биться не в том ритме, стоило ему встретить потерянную когда-то любовь. Да только сага – она всегда о вечных ценностях и не менее вечных бесценностях: и не меркнет любовь, и трудно отступиться от нее, даже если на другой чаше весов лежит благополучие, ответственность, в том числе перед партией – рулевым, и внутренние представления о том, что правильно, а что – нет. А может – меркнет? Что там дальше-то?
И вот поди пойми – в чем правда жизни… Ведь со стороны если посмотреть - у главного героя Говорова жизнь такая, что можно только позавидовать. Но красота жены – которую блестяще играет Олеся Судзиловская, какая-то в этой роли такая… прекрасно-гадкая, что сердце заходится, а с другой стороны – так по-женски понятная, - меркнет в присутствии простоватой Таси. А играющая ее Дарья Мороз, в этой роли столь непривычно-простенькая, и давно показавшая себя в театре, уже давно претендует на звание серьезной драматической киноактрисы и этой ролью лишь доказывает эту претензию…
Будто присыпанный пеплом времени, экранно состаренный Маховиков, в представлении многих органичный только в роли мрачноватого силача-брутала, в «Доме» тоже - другой. И его смятение, испуг – от себя самого и вернувшихся и разрушающих (или восстанавливающих?) его жизнь чувств ощутимы почти физически. Он, кажется, и не играет вовсе – просто живет в мире далекого ныне сталинского времени. А за стенами его дома, разрушаемого страстями, рушатся жизни тех, кто попал под сталинский молох.
Было ли такое? Или не было? Могло быть. И хотя на клумбе возле странного, загадочного дома растут лилии, которых в ту пору в Стране Советов если где и выращивали, то только в ботаническом саду, - героям веришь. Потому что…
Потому что ну кто из нас не совершал непоправимых ошибок или не жалел о том, что сделал что-то… по правилам. Потому что каким бы ни было время за окном, неизменно слепа ревность и тонка женская интуиция, и живет по своим антизаконам любовь. И хотя жизнь – одна, прожить ее все равно не всегда удается так, как хотелось бы или как позволительно; а время, как и фарш, не проворачивается назад и неумолимо тащит нас за собой – вперед, как и героев саги – в наше время. Ведь именно в него войдут потом герои – прожив свои жизни так, как позволят им чувства и… обстоятельства.
Устав от боевиков, пальбы, киноразборок и фэнтэзи, мы с благодарностью обратились к ретро. И странная ностальгия по так и не ушедшему из нас «совку» уже считается трендом. А значит – у новой саги появится куча поклонников. И тех, кто с удовольствием проведет вечер в компании хороших актеров и добротно сшитого сценария, примеривая героев «Дома» и их поступки на себя, проговаривая (когда – вслух, когда – в голове, самому себе по секрету) свои собственные истории, вороша прошлое или пересматривая настоящее. Потому что код доступа к сердцам зрителей Усков и Краснопольский знают точно: они снимают так, как и правда могло быть. А другого зрителям и не нужно.
Мнение автора колонки может не совпадать с мнением редакции
ДРУГОЕ МНЕНИЕ
Тети, дяденьки и детки - все они марионетки!
Колонка обозревателя Бориса Войцеховского
6 октября на Первом канале начался показ нового телефильма Валерия Ускова и Владимира Краснопольского "Дом с лилиями". От режиссеров, снявших "Тени исчезают в полдень" и "Вечный зов" ожидалось пронзительное зрелище...
Не хватает разве что «Рио Риты». Все остальное – на своих местах. 1946-й, гимнастерки, ордена, гоняющие мяч пацаны, дороги – сплошь колдобины, восторженно-ребячье «Дяденька, вы Сталина видели?», детдом, детские глаза и радость обретения собственного ребенка, которого мало того, что не видел ни разу, но о существовании которого даже не знал (далее).
Мнение колумнистов может не совпадать с точкой зрения редакции