Я леплю из пластилина
Basic CMYK / Фото: «Вечерняя Москва»И еще, конечно, родители. С такими, как у нее, выбора тоже особо не оставалось. Ну, как не начать сочинять, если дед – писатель, мать - преподаватель литературы и поэтесса, а отец хоть и ученый, но тоже с выдумкой, потому что без нее ведь не придет в голову назвать своих детей Новеллой и Роальдом.
Складывать рифмы Новелла Матвеева начала ребенком, во время войны, в госпитале, где лечилась от авитаминоза. Почему, уже понятно. Поддержали – все. В первую, очередь, папа, работавший там же политруком.
С тех пор – не единого сомнения, не единого крутого поворота от первой публикации в 1957 году пародии на песенку "Пять минут" из картины "Карнавальная ночь" до сегодняшнего 80-летия.
Метания, если были, то исключительно внутри жанра.
Да, работала в детдоме, но сочиняла.
Да, вначале писала все больше для детей, но все равно – стихи... Хотя, почему «все равно»?! Писала-то классно. Говорят, что Корней Чуковский, когда ему прочитали матвеевского "Солнечного зайчика", даже прыгал от радости через стул. А ведь, казалось бы, мэтр…
И если зимними ветрами
Тебя невзгоды обдадут,
Я появлюсь в оконной раме:
Я зайчик солнечный!
Я тут!
Новелла Матвеева всегда – тут. Не навязчиво. Без громких заявлений и шумных премьер, без залов и, тем более, стадионов, без скандалов и сияния от веры в собственное величие.
Так – прозаик, драматург, литературовед, поэтесса с семиструнной гитарой в руках. Сама поющая песни на свои стихи или слушающая, как их поют другие.
Я леплю из пластилина,
Пластилин нежней, чем глина.
Я леплю из пластилина
Кукол, клоунов, собак.
Если кукла выйдет плохо -
Назову ее «Дурёха»,
Если клоун выйдет плохо -
Назову его «Дурак».
И сразу – своя, понимающая, на одной волне, когда безо всякого пафоса, но с открытой улыбкой, искренними слезами и светлой грустью.
Стихи Матвеевой, впрочем, при этом - словно снежный ком. Катящийся, развивающий скорость, набирающий мощь. Вроде – милая. Вроде – домашняя. Вроде… Откуда же такая силища внезапно?
Когда потеряют значение слова и предметы,
На землю, для их обновленья, приходят поэты.
Под звездами с ними не страшно: их ждешь, как покоя!
Осмотрятся, спросят (так важно!): «Ну, что здесь
такое?»
Да, в общем-то, тоже понятно, откуда. Из детства. Из жизни. Из судьбы.
Евгений Евтушенко сравнивал поэзию Матвеевой с кораблём Александра Грина под алыми парусами. Ну, да. Она, действительно, дарит надежду. И заставляет ждать. И уносит туда, докуда только могут дотянуться мечты.
Мнение колумнистов может не совпадать с точкой зрения редакции