Грустный и светлый Савелий Крамаров
08_13_10 .indd / Фото: prepressАктер благодаря своим героям проживает много жизней, и мой друг Сава Крамаров прожил невероятно интересную жизнь. Ему нравилось быть актером, нравилось, что его любят и боготворят. Несмотря на то, что у него был дефект (косоглазие), он сумел использовать его очень талантливо, превратив в предмет искусства. Это чудо - когда недостаток становится достоинством, причем достоинством звездного масштаба - было достигнуто ценой длительных репетиций, постоянной работой над своим мастерством.
Сава обладал качеством, которое мне тоже знакомо, - слушать умных людей. Он всегда учился, читал, спрашивал совета у старших и умных. Причем в его вопросах «читалась» некая наивность, детская любознательность, искренность.
Главное, о чем я хочу сказать в день юбилея Савелия Крамарова, - актера всегда любят не зря. Крамаров надолго врезался в память зрителей как артист уникальный, незаурядный…Не буду говорить, что единственный, потому что в комедийном жанре замечательно работали и Михаил Пуговкин, и Игорь Ильинский, и Георгий Вицин и, между прочим, Сава перенимал у них актерские «фишки», но очень умело, избирательно.
Сава был светлый, хороший человек. На публике он надевал маску, которая позволяла ему держать дистанцию. Но с близким друзьями он был очень теплый, нежный, ранимый. Когда у него были проблемы и вопросы, он спрашивал у меня совета. Если я не мог ответить, то ему помогала моя супруга Джоан. Однажды Сава подошел ко мне близко-близко, и, что называется, «в лоб» спросил: « А ты с Джоан ссоришься?». Я ответил: «Никогда». Сава подвел итог: «Ой, какая она умная, какая умная!». С Савой мы были как родственники.
Замечу, что все большие актеры, среди которых Евгений Леонов, Анатолий Папанов, Михаил Пуговкин, Слава Тихонов, Иннокентий Смоктуновский относились и ко мне, и к Саве очень доброжелательно. Каждый из нас понимал, какая сложная актерская профессия, и если у кого-то роль получалась, - радовались.
У Савки была очень тяжелая жизнь с самого детства. Мы оба с ним выросли без отцов. Нас вырастили и воспитали женщины. Сава обожал свою маму – Басю, и в ее честь назвал свою дочку. Меня воспитала моя мамочка и ее старшая сестра – тетя Нюта. Судьбы нашего поколения были похожи. Расти без отца после войны – очень тяжело. А Крамарову, чей отец был арестован, было вдвойне тяжелее. Саву дразнили и за его увечье, и за то, что он был безотцовщиной, и это очень грустно. Когда мы с Джоан восстанавливали советские мультфильмы, в частности, «Конец-горбунок», то американцы заменили название на «Иван и волшебный конь», ибо в США недопустимо акцентировать внимание на увечьях. В России Саву очень обижало, что над его косоглазием смеются, и в Америке он сделал операцию.
Мнение колумнистов может не совпадать с точкой зрения редакции