Участковый, держись, ты в ответе за все!
/ Фото: «Вечерняя Москва»Служба в полиции, в принципе, дело неблагодарное. Заработок средний, работы – по уши, да и спасибо за хлопотный труд скажут только из вежливости. А пальму первенства по неблагодарности внутри ведомства в последние 10-15 лет стабильно удерживает служба участковых. По крайней мере, в Москве. Судите сами - образ оперативника романтизирован, следователь – персонаж благородный, так и просится на экран. У постового - работа не сахар, ходить много приходится, но зато график стабильный, да и взыскание на ровном месте не схлопочешь. Совсем иначе обстоит дело с последователями Анискина. В один прекрасный момент, по моим оценкам, где-то в середине 90-х, участкового сделали в каждой бочке затычкой. И выходит, что он у нас – в ответе за все.
Недавно присутствовал на отчете перед населением одного околоточного. Бедолага несколько месяцев работал на два участка – за себя и за того парня, который в штатном расписании есть, а живого человека на столь привлекательную должность найти не смогли. Стоит полицейский во дворе, читает данные о кражах, драках «на районе», а народ собирается вокруг и смотрит на него исподлобья. Конец доклада, пошли вопросы. Слишком яркая реклама на супермаркете – участковый недоглядел.
Пацаны под окнами вечером громко «цокают» своими роликами и скейтбордами – опять капитан не отреагировал. «Да мы вас вообще впервые видим!» - кричит дама с собачкой. Стоял он, выслушивал это все внимательно, записывал. Потом прошлись по гаражам-ракушкам, которые, якобы принадлежат каким-то коррупционерам-инвалидам, пожаловались и на гастарбайтеров, живущим в общежитии. Мусор не вывозят, сантехник Петрович напился на рабочем месте – все это из-за недоработки участкового. Обидно стало за капитана. В Москве столько служб, которые прямо должны заниматься перечисленными проблемами, но ведь туда нужно писать заявления всякие, чтобы меры приняли, в интернете копаться. А ведь не хочется, участковому проще претензию прилюдно предъявить. Должен и всё тут – исполняй.
Ну, это граждане – им простительно, многие регламентов, процедур и границ ответственности между ведомства и службами не знают. Но коллеги! Коллеги тоже участковых эксплуатируют, не считаются с их проблемами. Расследуется, например, дело где-нибудь очень далеко – на Камчатке, и тамошнему следователю нужно допросить кого-нибудь в Первопрестольной. Шлет он своему коллеге московскому поручение, а тот, не долго думая, спускает бумажку участковому. И идет он, участковый, проводить допрос. Вот еще пример - мероприятие какое-нибудь проводится массовое – опять же участкового ставят в оцепление. Преступника нужно сопроводить на экспертизу или другое следственное действие, а конвой занят – опять, брат Анискин, выручай. А когда же им своей работой заниматься – с жильцами общаться, проверять оружие у охотников, с охранниками беседовать, протоколы составлять, преступления выявлять? Говорилось о том, что участковых освободят от бумажной работы – не освободили. Отчеты, протоколы плановые и «палки» как были, так и остались.
А, между прочим, участковыми раскрывается львиная доля преступлений в Москве. Благодаря участковому в моем районе удалось поймать серийного вора самокатов и велосипедов, воровавшего у малышей в нашем дворе. Другой вступился за пенсионера, избитого в подъезде, и не смотря ни на что довел ситуации до уголовного дела. И, вообще, участковые поотзывчивее, чем те, кто в кабинетах сидят.
Со времен еще министра Нургалиева была навязана, на мой взгляд, ошибочная догма: «Участковый должен знать каждого жителя в лицо». Участковый должен знать каждого проблемного жителя и работать с ним плотно. Так будет правильнее.
Мнение автора колонки может не совпадать с мнением редакции
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ
Всегда на службе: хороший участковый не боится проблем
20 октября Елена Савченко, лучший участковый столицы по итогам народного голосования, в рамках пресс-конференции «ВМ» поделилась секретами своего успеха.
Вместе с Еленой за почетное звание боролись 32 доблестных участковых. Но она не просто выдержала мощную конкуренцию, а с перевесом в 6000 голосов (всего же за нее проголосовали 29 300 человек. — «ВМ») стала победительницей регионального этапа всероссийского конкурса «Народный участковый».
Безусловно, приятно осознавать, что ты лучший. Я к этому стремилась. — Щеки майора полиции, старшего участкового уполномоченного ОМВД по району Коньково Елены Савченко покрываются румянцем. Начальник ОМВД Михаил Киселев слушает Елену, не скрывая улыбки (далее...).
Мнение колумнистов может не совпадать с точкой зрения редакции