У «Кавказской пленницы» в плену
Как же давно это было… И дело не в пятидесяти без малого пролетевших годах. Вы можете себе представить, чтобы добро на показ какой-нибудь комедии давал лично президент? Вопрос риторический. А вот «Пленницу» держали взаперти, как героиню Натальи Варлей на даче товарища Саахова, пока не показали генеральному секретарю ЦК КПСС. Слава богу, Брежнев от души посмеялся, и его даже не смутила реплика про то, как «в соседнем районе жених украл члена партии». И даже песенка про трех жен султана не показалась Леониду Ильичу аморальной, как дрожавшим от страха чиновникам Госкино.
[OBJ Песня "Если бы я был султан" из фильм "Кавказская пленница"]
Фильму сразу дали зеленый свет. И не зря: картина разошлась на цитаты, которые знали все от мала до велика, а по кассовым сборам она заняла четвертое место среди всех советских фильмов (впереди лишь «Пираты XX века», «Москва слезам не верит» и еще одна комедия Гайдая «Бриллиантовая рука»).
В чем же секрет феноменального успеха приключений очаровательного в своей нелепости фольклориста Шурика? Проще всего ответить: секрет в режиссуре Гайдая.
И это будет чистой правдой, потому что комедиографов с таким чувством юмора в нашем кино не было никогда и, боюсь, еще долго не будет.
Но вот незадача: две последние комедии Леонида Иовича, «Частный детектив, или Операция «Кооперация» и «На Дерибасовской хорошая погода, или на Брайтон-Бич опять идут дожди», снятые уже после крушения социализма, вышли, прямо скажем, неудачными. Казалось бы, цензуры, так мучившей Гайдая бесконечными придирками, больше нет, шути о чем и как хочешь. Но смешно почему-то не получилось… А не получилось потому, что нарушился состав ингредиентов. И «Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика», и другие гайдаевские шедевры — картины не только смешные, но и светлые, и бесконечно добрые, в которых — обратите внимание! — вообще нет отрицательных героев.
Даже Трус, Балбес и Бывалый, эти злостные похитители спортсменки-комсомолки-красавицы, вызывают лишь добрую улыбку. Кино Гайдая идеально соответствовало своей, в общем-то, незамысловатой эпохе: страна верила, что жизнь с каждым годом становится все лучше и лучше, и от души хохотала над трудностями роста и отдельными недостатками. А когда иллюзии развеялись и жизнь неизмеримо усложнилась, и люди — конечно же, временно! — стали циничнее и не столь искренними, померк и свет в последних комедиях Гайдая.
Но «Кавказская пленница» осталась памятником всему лучшему, что было в ушедшей эпохе. Социальный оптимизм и сегодня брызжет из нее, как полвека назад. И когда телеканалам вдруг требуется срочно повысить свои рейтинги, они пользуются давно испытанным средством: ставят в эфирную сетку старую добрую «Кавказскую пленницу».
Удивительное дело: все, что случится с ее героями, знаешь не то что наперед — наизусть, но попробуй оторваться! Эпохи стареют и умирают, а хорошие фильмы — никогда.
Мнение автора колонки может не совпадать с мнением редакции
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ
Комедия, которая не стареет
Премьера «Кавказской пленницы» прошла 48 лет назад. 1 апреля 1967 года в Москве состоялась премьера фильма, которому суждено было побить все рекорды популярности, — комедии Леонида Гайдая «Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика». Трудно сказать, сколько раз каждый из нас пересматривал это кино. Прошло почти пятьдесят лет, а реплики героев вызывают у зрителей все такой же повальный хохот. И пусть мы знаем их все наизусть, все равно каждый раз, когда Шурик кричит пьяным голосом: «Помедленнее, я записываю!», мы смеемся, хотя давно уже нет ни комсомола, ни партии, а обращение «товарищ» медленно, но верно уходит из нашего лексикона... (далее)
Мнение колумнистов может не совпадать с точкой зрения редакции