- Выключить коронавирус

Главная страница ВМ

Сергей Собянин рассказал о новом этапе смягчения ограничений в Москве

Роспотребнадзор: Москва готова ко второму этапу отмены ограничений

Коронавирус: главные события и цифры за сутки на утро 27 мая

Не откладывай мечту: застройщики пошли навстречу москвичам, нуждающимся в жилье

Цискаридзе предрек катастрофу театральному искусству в России

#БУДЬДОМА онлайн-линия психологической помощи

Столичные студенты создали уникальный клапан для аппарата ИВЛ

Тесты на наличие антител к COVID-19 бесплатно будут проводить 30 поликлиник

Гнев и недовольство: эксперты по мимике объяснили жест Путина с ручкой

Финансист рассказал, как накопить и куда вложить деньги в кризис

Подмосковный фермер рассказал, как правильно выбирать клубнику

Лучший повар Москвы рассказал, как определить прожарку мяса по ладони

Названы группы риска, которые первыми нужно вакцинировать от COVID-19

«Не готовы к созерцанию молодого тела»: Онищенко о медсестре в бикини

«Вечерняя Москва»

У «Кавказской пленницы» в плену

1 апреля - День не только смеха, но и «Кавказской пленницы»: 1 апреля 1967 года на экраны СССР вышла едва ли не самая знаменитая комедия Леонида Гайдая.

Как же давно это было… И дело не в пятидесяти без малого пролетевших годах. Вы можете себе представить, чтобы добро на показ какой-нибудь комедии давал лично президент? Вопрос риторический. А вот «Пленницу» держали взаперти, как героиню Натальи Варлей на даче товарища Саахова, пока не показали генеральному секретарю ЦК КПСС. Слава богу, Брежнев от души посмеялся, и его даже не смутила реплика про то, как «в соседнем районе жених украл члена партии». И даже песенка про трех жен султана не показалась Леониду Ильичу аморальной, как дрожавшим от страха чиновникам Госкино.

[OBJ Песня "Если бы я был султан" из фильм "Кавказская пленница"]

Фильму сразу дали зеленый свет. И не зря: картина разошлась на цитаты, которые знали все от мала до велика, а по кассовым сборам она заняла четвертое место среди всех советских фильмов (впереди лишь «Пираты XX века», «Москва слезам не верит» и еще одна комедия Гайдая «Бриллиантовая рука»).

В чем же секрет феноменального успеха приключений очаровательного в своей нелепости фольклориста Шурика? Проще всего ответить: секрет в режиссуре Гайдая.

И это будет чистой правдой, потому что комедиографов с таким чувством юмора в нашем кино не было никогда и, боюсь, еще долго не будет.

Но вот незадача: две последние комедии Леонида Иовича, «Частный детектив, или Операция «Кооперация» и «На Дерибасовской хорошая погода, или на Брайтон-Бич опять идут дожди», снятые уже после крушения социализма, вышли, прямо скажем, неудачными. Казалось бы, цензуры, так мучившей Гайдая бесконечными придирками, больше нет, шути о чем и как хочешь. Но смешно почему-то не получилось… А не получилось потому, что нарушился состав ингредиентов. И «Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика», и другие гайдаевские шедевры — картины не только смешные, но и светлые, и бесконечно добрые, в которых — обратите внимание! — вообще нет отрицательных героев.

Даже Трус, Балбес и Бывалый, эти злостные похитители спортсменки-комсомолки-красавицы, вызывают лишь добрую улыбку. Кино Гайдая идеально соответствовало своей, в общем-то, незамысловатой эпохе: страна верила, что жизнь с каждым годом становится все лучше и лучше, и от души хохотала над трудностями роста и отдельными недостатками. А когда иллюзии развеялись и жизнь неизмеримо усложнилась, и люди — конечно же, временно! — стали циничнее и не столь искренними, померк и свет в последних комедиях Гайдая.

Но «Кавказская пленница» осталась памятником всему лучшему, что было в ушедшей эпохе. Социальный оптимизм и сегодня брызжет из нее, как полвека назад. И когда телеканалам вдруг требуется срочно повысить свои рейтинги, они пользуются давно испытанным средством: ставят в эфирную сетку старую добрую «Кавказскую пленницу».

Удивительное дело: все, что случится с ее героями, знаешь не то что наперед — наизусть, но попробуй оторваться! Эпохи стареют и умирают, а хорошие фильмы — никогда.

Мнение автора колонки может не совпадать с мнением редакции

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ 

Комедия, которая не стареет

Премьера «Кавказской пленницы» прошла 48 лет назад. 1 апреля 1967 года в Москве состоялась премьера фильма, которому суждено было побить все рекорды популярности, — комедии Леонида Гайдая «Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика». Трудно сказать, сколько раз каждый из нас пересматривал это кино. Прошло почти пятьдесят лет, а реплики героев вызывают у зрителей все такой же повальный хохот. И пусть мы знаем их все наизусть, все равно каждый раз, когда Шурик кричит пьяным голосом: «Помедленнее, я записываю!», мы смеемся, хотя давно уже нет ни комсомола, ни партии, а обращение «товарищ» медленно, но верно уходит из нашего лексикона... (далее)

Новости СМИ2

Коронавирус

в Москве

67458 +5839 (за сутки)

Выздоровели

171443 +2140 (за сутки)

Выявлено

2183 +73 (за сутки)

Умерли

Дарья Завгородняя

Самое время рискнуть

Анатолий Горняк

Александр Башлачев: темный ангел русской поэзии

Екатерина Рощина

Оставьте сирень городу

Алексей Коренев, финансист

Стоит ли покупать валюту

Михаил Бударагин

Россия — родина индейцев

Ольга Кузьмина  

Чего вы хотите от телевидения

Олег Сыров

Готовим дома: как зажарить личинку

Митрополит Калужский и Боровский Климент

Когда чувствуешь себя оставленным

Идущие по следу Создателя: совершенный мир нуждается в постоянном совершенствовании

Аттестат без ЕГЭ

Информация в оболочке. Ученые считают, что благодаря вирусам зародилась жизнь

27 мая – День библиотекаря и борьбы с рассеянным склерозом