Пионер розы ветров
В 1937 году экипажи Валерия Чкалова и Михаила Громова сумели долететь из Москвы до Америки. Однако великие летчики проложили маршрут через Северный полюс, что было непригодно для регулярного сообщения из-за суровых условий в арктических широтах. Перелет занял у Чкалова и Громова 3 суток. В ту эпоху из-за ветров перелет из Европы в Северную Америку давался гораздо сложней и занимал на 5-8 часов больше времени, чем обратная дорога, что было уже обычным делом.
Специалисты по навигации выбрали для полета «ортодромическую дугу большого круга» через Финляндию, Швецию, Норвегию, Исландию и Канаду. Значительная часть маршрута проходила над безлюдной тундрой и Северной Атлантикой, что предъявляло особые требования к самолету конструктора Ильюшина. Перед полетом Сталин спросил Ильюшина: «В случае аварии вы гарантируете посадку на воду?». Конструктор ответил: «Я гарантирую посадку самолета в Северной Америке!».
Кабины были оборудованы самым совершенным навигационным и радиосвязным оборудованием, а также запасом жидкого кислорода. Это помогло выполнить задачу и спасло жизнь экипажу, потому что над Атлантикой из-за мощного циклона пришлось резко, до 9 километров набрать высоту, а герметизации тогда не было. Несколько часов экипаж вел самолет в условиях сплошной облачности в кислородных масках.
Невероятным усилием воли Коккинаки сумел дойти до цели, но побережье США из-за непогоды не принимало самолеты. Посадку советский пилот совершил практически вслепую по радиокомпасу и с убранным шасси. 8 тысяч километров были преодолены со скоростью 350 км в час всего за 23 часа, что для той эпохи было выдающимся достижением.
ЦКБ-30 «Москва» - гражданский вариант дальнего бомбардировщика ДБ-3, который участвовал в Великой Отечественной войне. Его бомбовые отсеки и кабина стрелка были заменены топливными баками, снято вооружение, укреплена кабина штурмана. На этом тяжелом самолете Владимир Коккинаки первым в мире сделал петлю Нестерова, а в 1938 году совершил беспосадочный перелет Москва – Дальний Восток, за что получил звание Героя Советского Союза. В июле 1941 года эскадрилья ДБ-3, вылетев с острова Сааремаа на Балтике, совершила налет на Берлин.
В 1959 году самолет Ту-114 с Никитой Хрущевым во время первого визита советского руководителя в США повторил маршрут Коккинаки на самолете «Москва». Международный комитет авиации и космонавтики наградил Владимира Коккинаки «Цепью пионера розы ветров».
Мнение автора колонки может не совпадать с мнением редакции.
Мнение колумнистов может не совпадать с точкой зрения редакции