Арчил был талантливее Остапа
На мой взгляд, ему удалось максимально точно приблизиться к образу, созданному Ильфом и Петровым. Арчил был моим другом. С момента нашего знакомства я не пропустил ни один день его рождения, а он любил этот праздник. И каждый раз 23 марта, поднимая бокал, спрашивал гостей:
— Гомиашвили хорошо сыграл Остапа Бендера, а мог бы Остап Бендер сыграть Гомиашвили? Ответ у всех, хорошо знавших виновника торжества, был однозначный: «Нет». Почему же нет? Да потому что Арчил был гораздо изобретательнее, находчивее, сообразительнее, интереснее, талантливее самого Остапа Бендера. Он во всем его превосходил, поэтому он и сыграл великого комбинатора гениально. Даже лучше, чем в первоисточнике, хотя это, казалось бы, невозможно сделать. Если бы он хотя бы в чем-то уступал Бендеру, то этот пробел мы бы увидели на экране.
Арчил в юности за драку два года сидел в тюрьме. Он никогда не скрывал этого и вообще был очень открытым, искренним и честным человеком. Никогда не набивал себе цену.
Однажды я смотрел по телевизору ток-шоу с Арчилом Гомиашвили, где журналист додумался спросить у артиста: «Как себя вести, чтобы стать вором в законе?» Арчил со свойственным ему юмором ответил, что вором в законе не был, в тюрьме считался «честным фраером», за что имел право сидеть с ворами за одним столом.
А участники этого шоу задавали ему еще более глупые вопросы. Арчил пытался перевести разговор на роли, на театр, который боготворил. Помню, он тихо сказал, что «мечтает сыграть короля Лира», но его никто не услышал. Великого артиста продолжали пытать: «Какие у вора в законе права, обязанности и привилегии?» Один ненормальный даже спросил: «А получают ли воры в законе пенсию?» И только один немолодой журналист вспомнил, что Арчил сыграл Остапа Бендера, и спросил у актера: «Если бы Остап жил сегодня, был бы он вором в законе? Или смог бы переквалифицироваться в управдомы?» На это Арчил ответил:
— Не думаю. Скорее всего, он открыл бы ресторан и назвал его «Золотой Остап».
Такое заведение действительно есть. «Золотой Остап» — один из первых частных ресторанов в Москве, и открыл его сам Арчил Гомиашвили в 1992 году. Прекрасный ресторан, в котором всегда было много посетителей.
Я часто вспоминаю Арчила. Мне его не хватает. У Гомиашвили в моей картине «Мимино» была небольшая роль. Он пришел на съемочную площадку с выученным текстом, мы немного порепетировали, потом я сказал: «Мотор», — и Арчил сыграл с первого дубля.
Для меня Арчил больше, чем актер... Он — верный друг, художник с большой буквы и настоящий человек, каких сегодня мало.
Мнение колумниста может не совпадать с точкой зрения редакции «Вечерней Москвы».
Мнение колумнистов может не совпадать с точкой зрения редакции