Когда ангелы плачут
Тут дело не в роковом совпадении. А в том, что дети, по существу, оказались разменной монетой в жизни взрослых дяденек и тетенек. Которые делали свой маленький бизнес, занимались своими делишками.
Пожалуй, особняком в толпе обвиняемых (директор лагеря «Парк-Отель Сямозеро» Елена Решетова, ее заместитель Вадим Виноградов, инструктор Валерий Круподерщиков, а также две вожатые-студентки) стоит женщина-фельдшер Центральной районной больницы города Суоярви.
"18 июня подозреваемая, находясь на дежурстве, получила по телефонной связи экстренное сообщение от ребенка, находящегося в зоне бедствия, о том, что на озере Сямозеро опрокинулись плавательные средства с детьми, и их жизнь находится в опасности. Подозреваемая проигнорировала экстренное сообщение", - пояснили в Следственном Управлении Следственного Комитета по Республике Карелия.
Именно на нее был переведен звонок маленького Севы, перепуганного до смерти. Звонил он на телефон МЧС, 112, но почему-то был соединен с Центральной районной больницей. Успел крикнуть, что они тонут. В ответ услышал что-то вроде "Мальчик, не балуйся". И короткие гудки. Сева утонул...
Телефонный звонок расшифровали только недавно. То есть, все эти дни фельдшер скрывала происшедшее. Разве она не могла не сопоставить трагедию в лагере с тем самым звонком? Не могла. Наверное, лежала ночью, крутилась без сна, вспоминала, переживала. Я хочу верить, что было именно так... Но - помалкивала. Думала, пронесет. И никто не узнает о том роковом звонке.
Узнали. Теперь отвечать придется не только перед Богом и собственной совестью, а еще и перед судом.
Эта женщина-фельдшер, конечно, не чудовище. О ней очень хорошие отзывы коллег и пациентов. Думаю, это просто обычная уставшая от работы и безденежья женщина, которая, как от мухи, отмахнулась от дополнительной проблемы. И, скорее всего, она сама будет казниться всю оставшуюся жизнь. Как потом дальше жить - зная, что, возможно, именно у тебя был шанс спасти детей. А ты этого не сделал. И надо-то было совсем немного: поверить ребенку, переадресовать звонок.
Но задним умом мы все крепки. И вот снова звучит слово "халатность". А я думаю - по отношению к обязанностям да, халатность. А по-человечески - просто равнодушие.
Это равнодушие убивает - в прямом и переносном смысле. Профессиональное выгорание медиков и педагогов это не пустые слова. Нельзя заставить людей стать добрее. Но можно заставить - относиться к своим обязанностям со всей ответственностью. Звонок ведь поступил фельдшеру не на домашний телефон. А на служебный. То есть, она была обязана отнестись к нему серьезно, и не решать "на свое усмотрение" - правда это или розыгрыш.
Что убило детей на Сямозере? Корысть, равнодушие, русский авось.
И вот теперь мы слышим: директор лагеря не считает себя виноватой - она была в Москве. Фельдшер не считает себя виноватой - звонок поступил в службу МЧС, а она не знала что с ним делать. Вожатые - тоже не считают себя виноватыми: их заставили выйти в поход, грозя отчислением. И уж конечно никак не виноват Павел Астахов, начавший свою беседу с выжившими детьми циничной шуточкой "Хорошо поплавали?". Потому что он "не это имел в виду, а фразу выдернули из контекста".
Короче, виноватыми себя никто не считает. Кроме ангелов-хранителей этих несчастных детишек. Ангелы плачут.
Мнение автора колонки может не совпадать с точкой зрения редакции «Вечерней Москвы»
Мнение колумнистов может не совпадать с точкой зрения редакции