По принципу курса молодого бойца
Наталья Покровская / Фото: Антон Гердо, «Вечерняя Москва»

По принципу курса молодого бойца

Общество
Хочется верить, что Минобрнауки, наконец-то обратило серьезное внимание на вузы страны. Пока в стране, и, наверное, особенно в столице, глобальные реформы переживала средняя школа, высшее образование как-то совсем незаметно превратилось в кузницу полуфабрикатов. И с этой точки зрения громкие заявления министра Ольги Васильевой о необходимости пересмотреть сложившуюся систему подготовки высококвалифицированных специалистов вселяют определенные надежды.

Например, на то, что руководители ведущих вузов страны начнут исправлять ошибки, сделанные при скоропалительном переходе на так называемую Болонскую систему образования. Как часто бывает, в нашей стране принцип обучения «балакавриат-магистратура» в большинстве университетов и институтов серьезно отличается от европейского аналога. А ведь там, как совершенно верно отметила в недавнем интервью г-жа Васильева, ее выстраивали столетиями, учитывая все «за» и «против».

Нам хватило десяти. Чтобы создать нечто для подготовки специалистов широкого профиля по схеме «курс молодого бойца». Между тем, в европейском оригинале разницей между бакалавриатом и магистратурой считается, прежде всего, то, что, получая первую ступень образования, студент нацеливается на трудовую деятельность, на прикладное использование полученных знаний в какой-либо деятельности. А магистр уже ориентируется на научно-исследовательскую деятельность, углубленно и узко изучая какую-либо специализацию.

Что происходит у нас легко понять, ознакомившись с вузовскими программами обучения. Там – все  с точностью до наоборот. Студенты балакавриата штурмуют «введение в профессию» и более глубоко, нежели в школе, осваивают профильные фундаментальные науки. Те, кто «потянул» четыре года теории, отправляются в магистратуру – учиться в большей степени применять знания на практике, определяться со специализацией и создавать различные прикладные проекты. И бакалавру, получившему диплом о высшем образовании, потом приходится убеждать работодателя, что он, не имеющий по сути никакого практического опыта, лучше, нежели окончивший магистратуру.

К слову, профессионально-технические училища сегодня за те же четыре года выпускают на рынок труда высококвалифицированных специалистов самых востребованных профессий. Это уже не «пэтэушники» прошлого века. В лучшие столичные колледжи в этом году средний проходной балл по аттестату был не менее 4,5. Каждый ли вуз сегодня может похвастаться таким конкурсом? Да и всем ли, в таком случае, обязательно и непременно необходимо это самое высшее образование? Хотите престижную, современную и хорошо оплачиваемую работу? Среднее профессиональное образование вам в помощь. А вот если вы мечтаете двигать вперед отечественную науку, стать ученым или изобретателем, вам вряд ли хватит усеченного четырехлетнего курса обучения.

Болонская система в нашей стране не затронула, пожалуй, только медицинские вузы. Там по-прежнему все учатся шесть лет, а потом отправляются повышать квалификацию в интернатуре, аспирантуре и ординатуре. И, слава богу. «Недоврачей» мы бы явно не пережили.

Мнение автора колонки может не совпадать с точкой зрения редакции «Вечерней Москвы»

ДРУГОЕ МНЕНИЕ

Пыльный мешок знаний

Колонка обозревателя Никиты Миронова «ВМ» 

Для высшего образования и четырех лет достаточно. Даже трех! Не верите? А достаньте-ка из шкафа свой пыльный диплом! Достали? Откройте! Посмотрите названия предметов, которые вы изучали. Попытайтесь вспомнить хоть что-то из полученных знаний. И внятно изложить хотя бы десяток тезисов по каждому предмету. Ну как? Да никак. На сто процентов уверен, что ни фига вы не вспомнили и не изложили. Внимание, вопрос. А учили зачем?! Золотую юность тратили. А может и родительские деньги...(далее...)

 

 

Мнение колумнистов может не совпадать с точкой зрения редакции

Google newsGoogle newsGoogle news