По принципу курса молодого бойца
Например, на то, что руководители ведущих вузов страны начнут исправлять ошибки, сделанные при скоропалительном переходе на так называемую Болонскую систему образования. Как часто бывает, в нашей стране принцип обучения «балакавриат-магистратура» в большинстве университетов и институтов серьезно отличается от европейского аналога. А ведь там, как совершенно верно отметила в недавнем интервью г-жа Васильева, ее выстраивали столетиями, учитывая все «за» и «против».
Нам хватило десяти. Чтобы создать нечто для подготовки специалистов широкого профиля по схеме «курс молодого бойца». Между тем, в европейском оригинале разницей между бакалавриатом и магистратурой считается, прежде всего, то, что, получая первую ступень образования, студент нацеливается на трудовую деятельность, на прикладное использование полученных знаний в какой-либо деятельности. А магистр уже ориентируется на научно-исследовательскую деятельность, углубленно и узко изучая какую-либо специализацию.
Что происходит у нас легко понять, ознакомившись с вузовскими программами обучения. Там – все с точностью до наоборот. Студенты балакавриата штурмуют «введение в профессию» и более глубоко, нежели в школе, осваивают профильные фундаментальные науки. Те, кто «потянул» четыре года теории, отправляются в магистратуру – учиться в большей степени применять знания на практике, определяться со специализацией и создавать различные прикладные проекты. И бакалавру, получившему диплом о высшем образовании, потом приходится убеждать работодателя, что он, не имеющий по сути никакого практического опыта, лучше, нежели окончивший магистратуру.
К слову, профессионально-технические училища сегодня за те же четыре года выпускают на рынок труда высококвалифицированных специалистов самых востребованных профессий. Это уже не «пэтэушники» прошлого века. В лучшие столичные колледжи в этом году средний проходной балл по аттестату был не менее 4,5. Каждый ли вуз сегодня может похвастаться таким конкурсом? Да и всем ли, в таком случае, обязательно и непременно необходимо это самое высшее образование? Хотите престижную, современную и хорошо оплачиваемую работу? Среднее профессиональное образование вам в помощь. А вот если вы мечтаете двигать вперед отечественную науку, стать ученым или изобретателем, вам вряд ли хватит усеченного четырехлетнего курса обучения.
Болонская система в нашей стране не затронула, пожалуй, только медицинские вузы. Там по-прежнему все учатся шесть лет, а потом отправляются повышать квалификацию в интернатуре, аспирантуре и ординатуре. И, слава богу. «Недоврачей» мы бы явно не пережили.
Мнение автора колонки может не совпадать с точкой зрения редакции «Вечерней Москвы»
ДРУГОЕ МНЕНИЕ
Пыльный мешок знаний
Колонка обозревателя Никиты Миронова «ВМ»
Для высшего образования и четырех лет достаточно. Даже трех! Не верите? А достаньте-ка из шкафа свой пыльный диплом! Достали? Откройте! Посмотрите названия предметов, которые вы изучали. Попытайтесь вспомнить хоть что-то из полученных знаний. И внятно изложить хотя бы десяток тезисов по каждому предмету. Ну как? Да никак. На сто процентов уверен, что ни фига вы не вспомнили и не изложили. Внимание, вопрос. А учили зачем?! Золотую юность тратили. А может и родительские деньги...(далее...)
Мнение колумнистов может не совпадать с точкой зрения редакции