Неравные условия для физиков и лириков
Наталья Покровская / Фото: Антон Гердо, «Вечерняя Москва»

Неравные условия для физиков и лириков

Общество
Человек, пройдя 11-летнее обучение, должен знать историю своей страны. В этом с министром образования РФ Ольгой Васильевой трудно не согласиться. А вот с ее утверждением, что ЕГЭ по истории должен стать обязательным, можно поспорить.

Если этот предмет придется сдавать всем, как, например, русский язык или математику, то старшеклассники, планирующие поступать в технические вузы, оказываются в неравной ситуации с гуманитариями. Судите сами: чтобы стать студентом филологического факультета МГУ, нужно успешно сдать ЕГЭ по русскому языку, литературе и истории. То есть в предложенных министром условиях будущий филолог будет серьезно готовиться, углубленно изучать два обязательных предмета и один дополнительный (литературу). Второй экзамен на выбор гуманитарий может взять любой и попроще, поскольку на баллы для поступления в вуз он влиять не будет.

Абитуриент же, например, медико-биологического факультета Российского национального исследовательского медицинского университета имени Н.И. Пирогова попадает в менее комфортную ситуацию. Ему нужно принести в приемную комиссию результаты сдачи ЕГЭ по русскому языку, химии и биологии. То есть ему придется усиленно корпеть не над тремя предметами, а над пятью: тремя обязательными (с учетом истории) и двумя дополнительными, необходимыми для поступления в вуз.

Пять против трех – это серьезно. Особенно если учесть, что сегодня история как предмет по выбору для сдачи ЕГЭ - не слишком популярна среди выпускников одиннадцатых классов. Во-первых, как не раз отмечали учителя истории, школьные учебники по этому предмету не соответствуют требованиям единого государственного экзамена. Подготовиться только по ним к ЕГЭ практически не реально. И те ребята, которые хотят связать свою жизнь с историей, гуманитарными дисциплинами занимаются дополнительно и очень серьезно на всевозможных курсах.

Сдавать историю сегодня не очень хотят также из-за того, что вопросы и тесты в основном рассчитаны на зубрежку: «слепые» карты, на которых нужно начертить расстановку сил того или иного знаменательного сражения, даты, в том числе и годы рождения именитых военачальников всех времен и народов.

Третья причина – перспектива трудоустройства. Историку по образованию сегодня устроиться на работу куда сложнее, нежели, например, инженеру или строителю.

Конечно, можно ввести для истории аналогичный принцип с математикой: базовый и профильный ЕГЭ. Это хоть немного, но упростит жизнь технарям. Но тогда вопрос: а проверить базовые знания разве нельзя на всероссийских проверочных работах, которые по истории и по другим предметам скоро начнут писать все российские школьники?

А еще министр образования РФ уже не раз отмечала, что нужно всячески приучать детей к чтению. Так, может, еще и литературу сделаем обязательной для сдачи ЕГЭ? А иностранный? Уж в наш-то просвещенный век новейших технологий он в равной степени пригодится и физикам, и лирикам.

В общем, по сути, история «назад в СССР» продолжается. Тогда экзамены по всем дисциплинам были обязательны. И все ученики по окончании десятилетки должны были в равной степени на уровне среднего образования хорошо знать все предметы школьной программы.

Мнение автора колонки может не совпадать с точкой зрения редакции "Вечерней Москвы"

ДРУГОЕ МНЕНИЕ

Хватит растить воинствующих невежд

Колонка обозревателя "ВМ" Ольги Кузьминой

Министр образования Ольга Васильева заявила, что ЕГЭ по истории должен стать обязательным. Экзамен действительно нужен. Помню, пару лет назад на собеседовании в один известный вуз, на котором мне довелось присутствовать, абитуриент гордо сказал, что увлекается историей. Мое сердце будто облили медом: это было первое заявление о каком-то ином, кроме компьютера, увлечении. (далее..)

Мнение колумнистов может не совпадать с точкой зрения редакции

Google newsGoogle newsGoogle news