Главное
Карта городских событий
Смотреть карту

Москвичи помогали блокадному Ленинграду

Общество
27 января исполняется 75 лет со дня полного освобождения города на Неве из вражеского кольца. Блокада Ленинграда длилась 872 дня — самый страшный, наверное, рекорд в человеческой истории. По различным оценкам, ее жертвами стали от 600 тысяч до 1,5 миллиона мирных горожан.

Потери гражданского населения города в любом случае превысили общие людские потери США и Великобритании во Второй мировой войне. И что самое страшное, 90% погибли не от оружия врага, а от голода и холода.

Ленинградцы не сдались и сражались до конца. Кировский завод выпускал и ремонтировал танки и орудия, находясь в четырех километрах от линии фронта. Ленинградские корабелы за годы блокады создали целый флот самоходных тендеров, которые возили продовольствие по Ладоге, а в 1944 году взяли на борт десантников. Вспомним сегодня и  умерших от голода сотрудников Всесоюзного института растениеводства, не тронувших ни единого зерна в многотонных коллекциях института, вспомним работников Ленинградской публичной библиотеки, не закрывавшейся ни на один блокадный день. Вспомним артистов театра музыкальной комедии и работников Ленинградского радио.

Здесь, в Москве, мы можем каждый день видеть своими глазами свидетельства человеческого подвига ленинградцев. Мозаичные панно на станциях метро «Новокузнецкая» и «Автозаводская» созданы по эскизам Александра Дейнеки в ленинградской мастерской Академии художеств мозаичистом Владимиром  Фроловым. Он умер от голода 3 февраля 1942 года. Стоит также помянуть добрым словом ленинградцев — рабочих и инженеров  завода «Красный металлист», делавших эскалаторы для первых очередей Московского метро. Именно группы ленинградских специалистов, эвакуированные на большую землю в 1942 и 1943 годах, помогли наладить выпуск эскалаторов на Перовском машиностроительном заводе и тем самым обеспечили ввод станций в эксплуатацию. 

Москвичи помогали блокадному Ленинграду  Блокада Ленинграда длилась 872 дня – самый страшный, наверное, рекорд в человеческой истории / Фото: ИТАР-ТАСС

Сегодня с благодарностью вспоминаем мы и москвичей, в ту страшную пору сражавшихся в рядах ленинградцев или шедших к ним на помощь. Мы склоняем головы перед памятью моряков «подшефных» Московской организации комсомола линейных кораблей Балтийского флота, своим огнем прикрывавших ленинградцев от фашистских снарядов. Мы отдаем долг уважения москвичам — водителям автобусов и грузовиков, направленных зимой 1942 года в Ленинград и на Дорогу жизни возить грузы и вывозить людей. В осажденном городе мог использоваться лишь автотранспорт, тем паче жидкое горючее было просто доставлять и легче хранить. В январе 1942 года в блокадный город отправилась автобусная экспедиция управления автобусного транспорта Мосгорисполкома, в феврале 110 водителей управления автогрузового транспорта повели свои машины, снабженные дополнительными двухосными прицепами, на Дорогу жизни. В мае — июне, после открытия навигации на Ладоге, водители вернулись в Москву, передав технику в распоряжение Ленинградского совета.

В московских архивах сохранилось несколько свидетельств той пятимесячной командировки. Известно, что 34 «бойца» и механик автобусной экспедиции за свою работу были премированы суммами от 500 до 1000 рублей на человека. По 2000 рублей получили семьи москвичей Сергея Помазкова и Андрея Разоренова, павших при исполнении своего долга. Мы не знаем имен тех москвичей, что откликнулись на призыв Ленинградского райсовета и райкома ВКП(б) и отправляли в апреле и августе 1942 года продовольственные посылки в блокадный город, но думается, что ленинградцы были им весьма благодарны.

Отдельная признательность московским фотографам Д. Минскеру, С. Струнникову, М. Трахману и другим, создавшим лаконичную, но пронзительную и величественную в своей простоте фотолетопись героизма и страданий ленинградцев. Их коллекции, хранящиеся в фондах Центрального государственного архива города Москвы, еще много лет будут заставлять нас гордиться, сопереживать, задумываться над запечатленными фактами истории.

Мнение колумнистов может не совпадать с точкой зрения редакции

Подкасты