Главное
Карта событий
Смотреть карту

Непарадный героизм «Братства»

Общество
Наконец-то! Именно это можно воскликнуть после просмотра вышедшего на экраны 9 мая фильма Павла Лунгина «Братство». Эту фразу можно сказать как минимум из-за того, что картина все же увидела свет, несмотря на то, что изначально премьера должна была состояться еще в декабре прошлого года, затем она была перенесена на 9 мая года текущего, но и в этот раз ее пытались «подвинуть» из-за неоднозначности. Якобы искажаются исторические события. Так, по крайней мере, говорили чиновники.

Второй момент. Если считать среднюю температуру по больнице отечественного кинематографа, то эта картина явно выделяется именно потому, что она откровенно хорошая — добротный, качественный, отлично снятый фильм. Давно я ничего подобного в современном российском кино не видела и вряд ли в ближайшее время увижу что-то равнозначное.

Но закончим с патетикой и перейдем к конкретике. Начнем с того, что никакие исторические события в фильме не искажаются. Картина про войну. А война, как известно, это не только убийства и кровь, это концентрация всего самого мерзкого и порочного, что есть в человеческом обществе. И только идеалисты или подонки считают, что война — это исключительно про подвиги, благородство и доблесть. Нет, это и предательство, и подлость, и мародерство в том числе. Зачем пытаться завернуть все это в красивую обертку? Конечно, генералы (которые, кстати, высказывали негативные отзывы о фильме) служили и служат не так, как простые солдаты, и в несколько иных условиях. Но это данность, и ничего с этим не поделаешь. Генералы — в штабах, солдаты — на передовой со всеми вытекающими. Но зачем сейчас чины пытаются залакировать действительность?

Непарадный героизм «Братства» Сам фильм довольно натуралистичен. Это не лакшери Афганистан Федора Бондарчука в его «9 роте» с голливудской улыбкой и средиземноморским загаром героев. Здесь героям веришь, а не сомневаешься в их правдивости / Кадр из трейлера фильма «Братство»

Сам фильм довольно натуралистичен. Это не лакшери Афганистан Федора Бондарчука в его «9 роте» с голливудской улыбкой и средиземноморским загаром героев. Здесь героям веришь, а не сомневаешься в их правдивости. А практически в каждом эпизоде нет-нет, да и вспоминаются редкие рассказы отца — ветерана афганской войны — непосредственного участника тех страшных событий. Речь отнюдь не о пейзажах и скупой природе, а о том, как простые советские парни-«срочники» пытались выжить в горах в чужой, враждебной стране. Это только официальная пропаганда говорила о том, что Советы пришли туда строить социализм, а на практике никакие Советы и их социализм там были никому не нужны. Поэтому каждую минуту приходилось ждать пулю в спину — и от старика, и от ребенка (в «Братстве» есть сцена, где 11-летний мальчик убивает пленного советского летчика, хотя тот считал этого ребенка другом и даже сделал ему подарок) и добивать раненого моджахеда, потому что если не ты его, то он расправится с тобой и бровью не поведет. И это не досужие вымыслы режиссера, чтобы придать фильму драматизма, это суровая правда той страны, которую в своих геополитических интересах насильственно попытались научить жить.

Но это лирика. Фильм же получился настолько жизненный и правдивый, что своей натуралистичностью вызвал бурную реакцию тех, кто, вероятно, в конце 80-х — начале 90-х годов прошлого века говорил обожженным афганской войной солдатам: «Я вас туда не посылал». Они и тогда закрылись от этих людей, сделав вид, что ничего не происходит, и сейчас пытаются остаться в своем уютном мирке, где война — это только мудрые генералы и смелые благородные солдаты. Но есть и правда, которая оказалась слишком неудобной и которую же показал в своем фильме Павел Лунгин.

Еще один важный момент: образы офицеров КГБ не плакатно-пафосные, не анекдотично-карикатурные, не таинственно-мистические, не инфернально-зловещие, но вменяемо-реалистичные, которые блестяще сыграли Кирилл Пирогов и Федор Лавров.

Другой вопрос, что сейчас, наверное, мало кто что-то расскажет о войне в Афганистане и наверняка никто не ассоциирует выход фильма с 30-летием вывода советских войск из этой страны. По сути, для российского общества эта тема оказалась закрытой. Но это не говорит о том, что непарадному патриотизму, который показан на экране, нет места. Нужно уходить от шаблонных штампов военных фильмов, чтобы люди видели и понимали: война — это не красивая форма, героизм на каждом шагу, это боль, кровь, слезы, смерть. Чтобы никто не питал никаких иллюзий.

ДРУГОЕ МНЕНИЕ

Андрей Агафонов: «Братство»: штамп и клюква

Колонка обозревателя «ВМ» Андрея Агафонова:

Например, плутоватый прапорщик пятидесяти лет (Ян Цапник), берущий у афганцев миллион афгани в обмен на РГА, который обещает отдать «завтра», а завтра просто высылает ефрейтора сказать, что его нет. Уехал. Серьезно? Так Штирлиц в который раз обманывал гестапо?. (далее…)

Мнение колумнистов может не совпадать с точкой зрения редакции

Подкасты