Плохие люди
Раньше я пытался им возражать: да ладно, какие же вы плохие? Вы хорошие! У вас жены, дети, родители. У вас дом, работа, профессиональные заслуги, хобби. Вам есть где жить, есть что есть, есть куда поехать отдыхать.
Но плохие люди все равно говорят, что они плохие: «Мы совки, мы иваны не помнящие родства, мы друг за друга постоять не можем. Мы нация шариковых, мы даже себя не уважаем, всю нашу элиту большевики истребили и вообще — у нас внутри татарин, надо только поскоблить».
- Ну почему же вы так не хотите быть хорошими?! - продолжал тупить я. - Ведь вы пережили девяностые годы и никого не убили, не ограбили, никуда не уехали. Вы прожили нулевые и никого не разорили, не скурвились, даже почти не потолстели. Вы худо-бедно сохранили свою страну, вы научились жить в глобальном мире, вы создали Яндекс, Abbyy, Вконтакте. Разве этого мало?
- Нет, мы плохие и только плохие, - не сдаются плохие люди. - Нас во всем цивилизованном мире принимают за дикарей — и правильно делают. Если бы не ядерная дубина, нас бы давно по тундре размазали — и так нам и надо. Мы дали миру только кровавого Сталина, пьяного Ельцина и грозного Ивана Грозного. Когда мы исчезнем с лица земли, весь мир вздохнет с облегчением.
Я очень долго боролся с этой болезнью. Я писал репортажи о хороших людях. Я публиковал колонки, в которых разъяснял, что быть плохим — это глупо и неприятно. Все бесполезно. Плохие люди почему-то очень хотят быть плохими людьми. Очередную попытку их в этом разубедить они воспринимают либо как проявление непростительной наивности, либо как преступную идеологическую диверсию: может, нам еще флаг России над домом повесить?!
Я уже давно перестал спорить с плохими людьми. Я осознал, что это бесполезно. Им так проще. У них весь мир заточен под собственное недостоинство — личное и национальное. Если убедить их в том, что они хорошие, их мир разрушится.
Потому что плохой человек — какой с него спрос? Никакого. Плохой человек, живущий в отвратительной стране — это чрезвычайно удобно. Ты можешь ходить на нелюбимую работу, ругаться с постылой женой, отворачиваться от детей, слушать «Эхо Москвы», читать сильно умные книжки о том, как все неправильно, не прилагать никаких усилий для того, чтобы изменить хоть что-то к лучшему — и прекрасно себя чувствовать. Потому что страна проклятая, сограждане уроды, с исторической эпохой не повезло, да и сам я в таких условиях душевно искалечен — какие уж тут подвиги?
А если плохой человек вдруг однажды признается себе, что он хороший, если он скажет себе эту горькую правду, то его жизнь превратится в ад. Ему придется что-то делать. Менять работу, открыть свое сердце для семьи, не слушать больше программу «Особое мнение», бегать по утрам, оставить в покое погибающее Отечество и вдруг обнаружить, что не очень-то оно и погибает.
Или... Или признаться себе, что ты все-таки совсем не хороший человек. Только уже по-настоящему признаться. Без вот этого риторического «мы», которое, на самом деле, означает «они».
Представляете, в какой кошмар превратиться жизнь, стоит только привести в порядок свою самооценку. Ну и зачем портить хорошим людям жизнь? Пусть остаются плохими.
Мнение колумнистов может не совпадать с точкой зрения редакции