Неделя 31-я по Пятидесятнице, по Богоявлении
Митрополит Калужский и Боровский Климент, председатель Издательского совета Русской Православной Церкви. / Фото: Анна Иванцова , «Вечерняя Москва»

Неделя 31-я по Пятидесятнице, по Богоявлении

Общество
В этот воскресный день на Литургии читается два отрывка из Евангелия. Первый относится к Неделе по Богоявлении, то есть к событиям, происходившим после Крещения Господня.

В нем говорится о том, что Христос, узнав о заключении Иоанна Крестителя в темницу, «оставив Назарет... поселился в Капернауме... в пределах Завулоновых и Неффалимовых», о которых пророк Исаия сказал «земля Завулонова и земля Неффалимова... за Иорданом, Галилея языческая, народ, сидящий во тьме, увидел свет великий» (Мф. 4, 13–16). Здесь Он «начал проповедовать» (Мф. 4, 17).

Капернаум находился на перекрестке дорог и был крупным торговым городом Иудеи. Население города жило в достатке, но религиозная жизнь здесь ограничивалась язычеством, то есть эти люди были слепы духовно. И вот Христос приносит им «свет великий» – благую весть Евангелия. Капернаум нередко называют городом Христа, потому что Он чаще всего бывал в нем и совершил там много чудес: исцелил сына царедворца, тещу Петра, слугу римского сотника, при посещении синагоги изгнал нечистого духа из одержимого. Однако, несмотря на все чудеса, явленные Христом в Капернауме, Его обличения и призывы к покаянию, жители города не уверовали в Него. Погрязшие в житейской суете, они остались глухи к Его слову. Позднее Он со скорбью произнес жителем города страшный приговор: «И ты, Капернаум, до неба вознесшийся, до ада низвергнешься» (Мф. 11, 23). Это слово Христа исполнилось – во время Иудейской войны город был полностью разрушен римлянами.

Второе евангельское чтение 31-й Недели по Пятидесятнице – об исцелении Христом слепого. Это было одно из последних чудес, совершенных Спасителем по пути в Иерусалим перед Его Крестными страданиями. Когда Он подходил к Иерихону, у дороги сидел слепой и просил милостыню. Узнав, что идет Христос, он, несмотря на запрет народа, стал громко кричать: «Сын Давидов! помилуй меня. Иисус, остановившись, велел привести его к Себе... и спросил его: чего ты хочешь от Меня? Он сказал: Господи! чтобы мне прозреть. Иисус сказал ему: прозри! вера твоя спасла тебя» (Лк. 18, 39–42).

Этот иерихонский слепец не имел радости в жизни, не видел солнца, своих родных и близких, не видел красоты окружающего мира, но благодаря своей настойчивости и вере во Христа прозрел физически и духовно. Как сообщает евангелист, после слов Спасителя: «прозри! вера твоя спасла тебя, …он тотчас прозрел и пошел за Ним, славя Бога» (Лк. 18, 43). Встреча со Христом подарила ему новую жизнь.

Между двумя этими евангельскими событиями лежит весь земной путь общественного служения Христа. За три года Он обошел всю Галилею, Самарию, Иудею и Заиорданье, везде проповедуя Евангелие. Из Иерихона путь Его лежал в Иерусалим, где Его ожидали страдания и Крест.

Этим воскресением завершается период рождественских праздников, и уже скоро мы начнем готовиться к Великому посту и Пасхе. Вопрос Христа: «Что ты хочешь от Меня?» сегодня звучит для каждого из нас. Давайте задумаемся, чего же мы ждем от Христа, когда приходим в храм, встаем на молитву, открываем и читаем Его Евангелие? Действительно ли хотим мы прозреть?
Да, нам надо прозреть духовно, увидеть «свет великий» – Христа Спасителя, довериться Ему, позволить Ему войти в нашу жизнь. Но увы! Современный человек часто поражен духовной слепотой.

Даже когда Россия отказалась от своего Творца, Он не оставил ее, помог нам пережить тяжелейшее испытание богоборчеством. Благодаря помощи Божией и подвигу верующего народа Церковь выжила в годы гонений. И сейчас Господь дает нам силы и возможность возродиться духовно. Наши храмы открыты, мы можем свободно посещать службу Божию, можем соблюдать посты, никто не препятствует нам жить по Евангелию, и как печально, что всего этого мы не делаем, уподобляясь жителям Капернаума! Нечестие поразило народ наш, особенно молодое поколение. И хуже всего то, что мы не осознаем своей духовной слепоты, не имеем решимости молить Господа, взывать к Нему, как воззвал иерихонский слепец: «Хочу прозреть! Хочу увидеть Тебя, Господи!». Ведь цель земной жизни человека – уже здесь, на земле, соединиться со Христом, чтобы, подобно апостолу, он мог сказать: «уже не я живу, но живет во мне Христос» (Гал. 2, 20).

 

Мнение колумнистов может не совпадать с точкой зрения редакции

Google newsGoogle newsGoogle news