Здравствуй, цугундер, я- российское кино!

Здравствуй, цугундер, я- российское кино!

Культура
Вокруг очередного российского фильма разгорается скандал. Вдовы баскетболистов, увидевшие спортивную драму «Движение вверх» Антона Мегердичева о легендарной победе советской сборной намюнхенской Олимпиаде 1972 года, решили обратиться в суд,пеняя еесоздателям навторжение в их частную жизнь и неточности в картине.

Их неожиданно  поддержал и ряд коллег-журналистов:  мол, и баскетболист Белов узнал о своей смертельной болезни только после матча (а в фильме это случилось раньше), и  наши советские спортсмены не боялись играть с американцами (а в фильме боятся),  и… много еще чего.

Конечно,  коллеги – в своем праве, а продюсеры дали маху (надо было заручаться  согласием  членов семей, жен и любовниц еще   на этапе написания сценария). Но меня больше тревожит сама наша  тяга к предельной исторической правде на игровом киноэкране.  (Хотя, ну,  какая мне, зрителю, разница, в какой именно момент великий советский баскетболист Белов узнал о своей болезни?)

А тяга эта нам  очень дорого стала обходиться. В данном  случае она привела к тому, что в картине вместо фамилии легендарного тренера советской сборной  Владимира Петровича Кондрашина, достойного быть увековеченным фильмом, в последнюю минуту возник никогда не существовавший и никому не известный тренер Гаранжин. Спасибо, бдительные блюстители правды!

Меж тем, история показывает: правда-то  у всех - своя. Ведь даже военные,  бывшие на передовой, интерпретируют одни и те же события по-разному.  Вот,  и участник той же легендарной игры в Мюнхене  семидесятидвухлетний баскетболист  Иван Едешко, вошедший в историю за счет своего «золотого паса» тому самому Александру Белову, картиной вполне доволен и даже выступал на ней консультантом. Для него эта игровая картина вполне правдива, потому что  в ней есть самое главное: «Она сохранила потомкам дух игры». (Он сам, кстати, это мне  сказал на премьере  в «Октябре»!) И основой для сценария стала книга, написанная другим участником советской сборной - Сергеем Беловым, который посекундно рассказал об этом  матче в своих мемуарах.

Упреки «Движению вверх» иллюстрируют интереснейший процесс. Последние десятилетия российские интеллектуалы судорожно мечутся в поисках национальной идеи, а российское кино – в поисках «героя нашего времени», которым можно было бы восхищаться. Коммунистическая идеология рухнула, граница понятий «хорошо - плохо» вздыбилась, и  как результат - положительный отечественный герой  окончательно  покинул наш экран. Процесс объективный: новые духовные ценности в период цензуры тугого кошелька обрести не так-то просто. И, как это часто случается в подобных случаях, общество стало разворачиваться лицом к собственной истории, ища там образцы величья духа и подвига предков. А величье образцов непременно должно проверяться временем, чтобы сепарировать великое от сиюминутного, только кажущегося великим.

Вот поэтому-то,  как только отечественный кинематограф начал подниматься с колен,  на российском экране один за другим  стали появляться фильмы про героические будни наших бывших и нынешних земляков - космонавтов, врачей, хоккеистов. (И прекрасно, что не про очередные похождения рабыни Изауры).

Но тут же  возник  и парадокс: вроде бы, с одной стороны, мы истосковались по присутствию на экране узнаваемых людей, живущих по соседству. А с другой стороны, каждый хорошо помнит, какими эти соседи были. И  - вот вам вишенка на торте! – каждый еще и прекрасно знает, как правильно нужно снимать игровое  кино (а также, как  играть в футбол, управлять государством, и на кого похожа толстовская Анна Каренина ).  Нет-нет, не самому снимать кино, а как это уже снятое чужими талантливыми руками  кино можно было бы снять гораздо лучше!

Каково, однако?! Вот я и думаю: ну, откуда, скажите, в русском человеке эта страсть к разрушительству и желанию самоутвердиться за счет соседа? Откуда это вечное желание ух-глубить, заодно  пнув то, что было сделано добротно и не тобой? И никакие аргументы «за» тут не работают: ну, подумаешь, что до этого фильма так выразительно, ярко, размашисто баскетбол в мировом кино еще никто не  показывал!  Мы будем «ух-глублять»!

Можно, конечно,  и «ух-глубить»… Можно вообще любой художественный допуск довести до «исторической правды», записанной в Википедии.  А  игровое отечественное кино – до полного цугундера.  Главное –  не растеряться и  оставить свой собственный след в истории. Имеем право.

ДРУГОЕ МНЕНИЕ

Движение вниз

Колонка обозревателя "ВМ" Анны Московкиной

У нас традиция сложилась. Каждый год в преддверии новогодних праздников в прокат выходит фильм, который претендует на кассу, любовь зрителей и, который непременно предваряет фраза - «Основано на реальных событиях».

Основан на реальных событиях и фильм «Движение вверх». Но есть неточности. По ходу фильма утверждается не единожды, что советская сборная по баскетболу никогда не выигрывала у американцев. А вот и неправда: выигрывала, правда на Чемпионатах мира, но выигрывала(далее...).

Мнение колумнистов может не совпадать с точкой зрения редакции

Google newsYandex newsYandex dzen