Резерв потратили, но это не страшно

В результате в начале февраля Резервный фонд, как и было задумано, прекратил свое существование. Что это значит для России и для Москвы в частности? Начнем с того, что Резервный фонд был своего рода финансовой подушкой безопасности. Ну или заначкой, из которой затыкались дыры в бюджете страны. Формировался фонд в основном за счет высоких цен на энергоносители. Теперь этого фонда нет, однако есть другой — Фонд национальной безопасности. По своей сути он ничем не отличается от Резервного фонда, это дублирующие друг друга структуры. Вторая хорошая новость — сейчас благоприятная конъюнктура цен на энергоносители, и Минфин имеет возможность ежедневно тратить около 16 миллиардов рублей на покупку валюты. Занимаясь активными валютными интервенциями, ведомство решает сразу несколько задач. Во-первых, это пополнение сократившихся резервов. А во-вторых, ослабление курса рубля.
Слабый рубль благоприятствует экспорту, доходы от которого — одно из немногих средств, позволяющих компенсировать дефицит бюджета и обеспечить хорошие макроэкономические показатели. В министерстве уверены, что сильный рубль ухудшает положение российских сырьевых экспортеров, которым всеми силами следует помогать. Укрепление же рубля ведет к замедлению роста российского экспорта. Это сокращает доходы бюджета и усиливает бюджетные проблемы.
В то же время надо понимать, что слабый рубль наносит удар по внутренним производственным бизнесам, которые вынуждены закупать за рубежом технологии, оборудование и материалы.
В общем, по большому счету ничего страшного сейчас в экономике не происходит. Что касается бюджета Москвы, то он не пользовался средствами ни из Резервного фонда, ни из Фонда национального благосостояния.
Дело в том, что бюджет столицы хорошо сбалансирован за счет большого поступления налогов от прибыли предприятий и налогов на доходы физических лиц. Столичный бюджет не нуждается в средствах из государственной «заначки». Более того, Москва сама является регионом-донором. По большому счету это неудивительно.
Все-таки огромная часть российского бизнеса сосредоточена здесь. А значит, и большая часть денег страны тоже здесь. Так что даже если и Фонд национального благосостояния будет когда-нибудь исчерпан, вряд ли это как-то затронет Москву.
Мнение колумнистов может не совпадать с точкой зрения редакции