Главное
Истории
Экранизация Преступления и наказания

Экранизация Преступления и наказания

Успех после 70

Успех после 70

Что происходит в жизни Глюкозы?

Что происходит в жизни Глюкозы?

Личная жизнь Дурова

Личная жизнь Дурова

Легенды про Грибы

Легенды про Грибы

Вячеслав Добрынин

Вячеслав Добрынин

Как повилась авоська?

Как повилась авоська?

SHAMAN объявил о разводе с супругой Еленой Мартыновой

SHAMAN объявил о разводе с супругой Еленой Мартыновой

Как успокаивали нервы на Руси

Как успокаивали нервы на Руси

Дом писателей

Дом писателей

Почувствуй себя ископаемым

Развлечения
Почувствуй себя ископаемым
Рекламная кампания выставки удалась. Если сложить шесть красных значков, получится слово "Бэнкси". В Москву привезли работы того самого стрит-арт художника-граффитчика, того, которого СМИ стигматизировали, пригвоздив навсегда определение "анонимный" и "неуловимый". Покажись теперь Бэнкси хоть на вручении "нобелевки" и предъяви паспорт (то есть водительские права) - никто не поверит, что это "взаправду".

С собой на выставку взяла подростков - дочь и ее друзей, всем около 16 лет. Они гомонили, как стайка разноцветных попугайчиков, пинали друг друга в бока, постоянно что-то грызли и копались в рюкзаках (с которыми ходят как улитки со своими домиками) и смартфонах.

Центральный дом художника встретил нас пустым холлом, освещенными проплаченными экспозициями и стрелкой "туда". Черный вход-тоннель, крыски по бокам, черный и красный тона, псевдолондонские телефонные будки.

Детей заставили снять и сдать рюкзаки и верхнюю одежду. Сопротивлялись они долго. Сделать то, что не хочется, но положено - невероятно тяжкий для многих молодых труд. Впрочем, слово "гардероб" даже сами девушки-билетеры проговаривали, словно удивляясь и стесняясь: оно как-то неуместно звучало в их устах, рядом с крысками.

К выставке я подготовилась: прочитала "Википедию" и несколько статей. Что и говорить, экспозицию делали профессионалы: динамично, интересно, атмосферно... Медиафильм на стенах зала пестрил фото, коллажами, цитатами. Английский язык сменялся русским, разными шрифтами, каждые две-три секунды. Фильм шел недолго, но в мешанине цитат и рассказа диктора улавливались только отдельные факты. В лабиринте залов перемещались люди со смартфонами: читали QR - коды, слушали, фотографировались, смотрели отрывки фильмов. Картины, граффити, инсталляции, графика - как я ни старалась, не смогла уловить логики размещения.

Наверное, каждому знакомо это чувство: у тебя есть интересная техническая новинка, но ты не умеешь ей пользоваться. Она очень интересна, но непостижима: непонятно, как с ней обращаться. Это как переход с обычного кнопочного телефона на смартфон с сенсорным экраном: чувство бессилия и злости, когда никак не удается попасть в нужную "иконку", непонятно, почему сменился звук. Вот автомобиль - с ним все ясно. А эти штуки - нет. С выставкой я чувствовала себя точно также.

"Попугайчики" вылетели раньше на полчаса и уже ждали меня, довольные, веселые и голодные. Название выставки задало им направление беседы: "Бэнкси. Гений или вандал". Они сыпали фразами на английском с тех самых рисунков и граффити, на которые, казалось, смотрели пять секунд, и цитатами из медиафильма; пересылали друг другу картинки и фото, обсуждали, что на эти акции нужны, кроме таланта, немалые деньги и связи; что граффити такого уровня гениальны и нужны в городе, а Бэнкси проговорил на стенах самые острые проблемы нашей жизни. Все молчат, а он сказал.

Подростки слышали пространство выставки, оно им отвечало. Я же бродила там как глухая. Совсем не изменились проблемы - все то же, что и в 70-е, в 80-е, только другое место и время. То же содержание - совершенно другой формат. Можно написать сто научных работ про постмодернизм творчества Бэнкси, допустимость социального протеста в открытой городской среде или мотивах Энди Уорхолда в граффити, - весь этот труд придется отправить в мусорную корзину, он никому не будет нужен.

Дело тут, похоже, не в содержании выставки, а в ее формате. Реальность стала клиповой. Стала той самой непонятной штукой, с которой непонятно как обращаться, которая от этого пугает. Что еще теперь недоступно нам - людям, родившимся в эпоху дисковых телефонов? Может, стоит вывешивать на афишах ограничение по возрасту - ну, как обычно ставят "18+"? Например, "40-". Или "Людям старшего возраста вход только в сопровождении внуков".

Хотите ощутить свой возраст, почувствовать себя динозавром? Сходите на Бэнкси.

Мнение колумнистов может не совпадать с точкой зрения редакции

Эксклюзивы
vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.