Зачем Жириновский возбудил кибертараканов в американских мозгах
— Самая лучшая в мире система ПВО — русская С-300. А у нас есть С-400, С-500, С-600 и С-700, — заявил Владимир Жириновский в эфире программы «Вечер с Владимиром Соловьевым» на канале «Россия-1». Чтобы весь мир уже наверняка застыл в ступоре, лидер добавил:
— Россия может всю планету закрыть, и ни один самолет не поднимется в воздух!
Владимир Вольфович, браво!
Как минимум на неделю обеспечено повсеместное обсуждение этой сногсшибательной новости. И пусть по всем си-эн-энам и би-би-сям теперь гундосят натовские генералы и военные эксперты, что это не возможно в принципе. Обыватели во всех западных странах еще раз осознали и ужаснулись: какие же крутые парни эти чертовы русские!
Пламенная речь Жириновского легла на почву, только что хорошо унавоженную докладом вашингтонского Центра стратегических и международных исследований (CSIS). Авторитетный аналитический центр на протяжении многих лет является одним из разработчиков векторов движения для американской политики. Недавний, сентябрьский доклад старшего вице-президента CSIS Джеймса Льюиса был посвящен кибербезопасности, когнитивным войнам и использованию информации в качестве оружия против США.
По оценке Льюиса, представление о том, что окончание холодной войны стало триумфом западной демократии, оказалось иллюзией. Сегодня четыре государства — Россия, Китай, Иран и Северная Корея — находятся в конфликте с США. Но информационные технологии изменили характер международных конфликтов, и это противоборство приняло новые формы, которые застали западные державы врасплох. Противники, говорит Льюис, находятся в «серой зоне», которая не является ни миром, ни войной. Поэтому Соединенные Штаты Америки и их союзники не способны применить военную силу, а при разработке эффективных ответных мер часто бывают загнаны в тупик.
Главные киберэффекты будут создаваться путем манипулирования программным обеспечением, данными, знаниями и мнениями. Целью является, как подчеркивает Джеймс Льюис, не кинетический эффект от ракетно-бомбовых ударов, а эффект когнитивный, в ходе которого в человеческом сознании производятся обработка и фильтрация приходящей извне информации.
«…Целью киберопераций является не поражение снарядами и бомбами, а манипулирование информацией для изменения мыслей и поведения граждан, — считает Джеймс Льюис. — По сути, стратегическая цель состоит в том, чтобы повлиять на моральный дух, сплоченность, политическую стабильность и, в конечном счете, уменьшить волю противника к сопротивлению. Операции дают возможность манипулировать информацией и мнениями таким образом, чтобы это имело принудительный или подрывной эффект, без риска открытой войны».
Собственно, ничего нового американский аналитик не сказал. Об этом же еще два с половиной тысячелетия назад говорил китайский стратег и мыслитель Сунь-цзы. Вот цитата из его трактата о военной стратегии «Искусство войны»: «Разумный полководец избегает столкновения с противником, когда дух того силен, но наносит удар, когда тот вял и помышляет о бегстве».
Старший вице-президент CSIS Джеймс Льюис считает, что и Китай, и Россия используют интернет-троллей для формирования социальных сетей таким образом, чтобы благоприятствовать их режимам и наносить ущерб США и их союзникам.
Опять же обращаемся к мудрому Сунь-цзы: «Одержать сто побед в ста битвах — это не вершина воинского искусства. Повергнуть врага без сражения — вот вершина».
Действительно новая оценка, к которой, дай бог, прислушаются в Америке и в других странах, это признание ведущим аналитиком вашингтонского Центра стратегических и международных исследований вины «коллективного Запада» в развязывании войн нового поколения — кибернетических и когнитивных. В докладе Джеймса Льюиса сказано: «Справедливости ради следует отметить, что многие действия противника были оборонительными, в ответ на бездумные усилия США по продвижению рыночной демократии после холодной войны. В результате противники заявляли о враждебных намерениях США, направленных на смену режима, и ускорили создание организаций, работающих в социальных сетях и в том, что русские называют «информационным пространством». В какой-то момент их усилия перешли в стадию наступления».
Это что называется, «получи, фашист, гранату». Не мы это начали, но теперь, по утверждению Льюиса, цель России — когнитивный эффект, «достижение политических целей без применения военной силы».
Как считает вашингтонский аналитик, Россия «использовала свой многолетний опыт, уходящий корнями в XIX век, в том, что американцы сейчас назвали бы информационными операциями, а россияне называют «рефлексивным контролем».
Да. Не только в Китае были такие, как Сунь-цзы, полководцы-мудрецы. Русский генерал, покоритель Средней Азии и герой Балкан Михаил Дмитриевич Скобелев говорил, что «врага надо бить не только по загривку, но и по воображению».
Возможно, это мы сами кидаем Западу «косточки» — мифы о «избравших Трампа» русских хакерах, о вездесущих агентах ГРУ петровых-бошировых, о зенитных ракетных системах С-700 (браво, Владимир Вольфович, браво!), а они их там заглатывают, не разгрызая. И поэтому в их головах появляется все больше кибертараканов. Вот только что министр обороны Нидерландов Анк Бейлевелд взвизгнула, как укушенная: «Российские спецслужбы пытаются влиять на нашу обычную повседневную жизнь, на нашу демократию разными способами. Это действительно опасно, что делают русские».
…Политики в атаки не ходят. В них посылают обывателей, переодетых в серые шинели. Но как солдат собираемой сейчас против России западной коалиции может убить русского, если русский уже сидит у него в мозгах?
***
Анекдот в тему
В дверь директора ЦРУ просунулась голова специалиста-техника, обслуживающего суперкомпьютер. Он был всклокочен, небрит, а красные, воспаленные глаза говорили о многих сутках без сна.
− Шеф, наш искусственный интеллект создал алгоритм победы. Ответ почему-то на русском...
− Они взломали наш компьютер?
− Нет, он просто закончил анализ всей истории русского мира, вывел ответ на экран, самопроизвольно исполнил гимн России и отключился...
− Так что ответил компьютер-то?!
− Сэр, он сообщил: «Ни хрена у вас не выйдет, пиндосы! Русские не сдаются! Ушел к своим».
Мнение колумнистов может не совпадать с точкой зрения редакции