Бензин в России будет дорожать
Обсуждать — нужно или не нужно повышать акцизы на бензин — глупо, потому что решение правительством уже принято и никто не в силах его отменить. Но отношение к этому решению у меня отрицательное.
Как известно из опыта прошедших лет, повышение акцизов обязательно подтолкнет цены на топливо вверх. Разумеется, больнее всего это ударит по карманам тех россиян, которые имеют небольшой достаток. Прежде всего это заметят пользователи бензина «Евро-5», самого дорогого топлива для автомашин на сегодняшний день. Ценники повысятся и для тех, кто заправляет автомобиль дизельным топливом. Конечно, повышение цен как всегда вызовет неудовольствие у граждан. Нефть, по сути, должна обогащать страну, а не отбирать последние крохи.

Чтобы сгладить конфликтную ситуацию, эксперты Минфина придумали так называемый демпфирующий механизм — отрицательный акциз, который будет меняться в зависимости от того, сколько стоит баррель нефти. Демпфирующий — это от слова «демпфер», а что такое демпфер, человеку не в теме объяснить непросто. Это субсидии из Фонда национального благосостояния, в который идут деньги, полученные от экспорта нефти. Вице-премьер РФ Дмитрий Козак заявил, что величина субсидий составит 630 миллиардов рублей. Эти средства и должны использоваться как демпфирующий механизм против повышения цен. Заводы, которые работают на внутренний рынок, получат от правительства обратный акциз на нефть. За счет этого переработчики нефти будут получать компенсацию в те моменты, когда экспорт мог бы быть для них более выгоден, чем переработка сырья для внутренних нужд. За счет демпфирующего механизма правительство надеется сгладить эффект от роста акцизов и сохранить их более или менее стабильными. Но никто пока не понимает, как это реально будет работать. Мера должна поспособствовать компенсации роста акцизов только в теории. У участников рынка есть серьезные сомнения насчет ее эффективности. Проверить этот механизм можно только в деле. Закон вступит в силу с 1 января 2019 года. Поживем — увидим.
За счет бюджета нефтяникам компенсируют половину разницы между внутренней оптовой ценой на топливо и экспортной альтернативой. Но если экспортная альтернатива окажется ниже, то доплачивать в бюджет придется самим нефтяникам. Как можно заметить, это очень сложная схема, поэтому у отраслевиков есть сомнения, как она сработает. Механизм пока до конца не ясен.
Кто получит в итоге выгоду и получит ли — тоже вопрос.
ЕСТЬ МНЕНИЕ
Олег Чередниченко доцент кафедры экономической теории РЭУ им. Г. В. Плеханова:
СМИ зря раздувают панику из-за повышения акцизов на бензин. Такие страхи происходят из-за незнания реальной ситуации в экономике и недоверия к тем, кто управляет страной. На самом деле у правительства сейчас достаточно инструментов для регулирования цен и действий нефтяников. Все беспокоятся, что в случае роста акцизов мы можем в краткосрочной перспективе столкнуться с ростом внутренних цен на топливо. (Далее...)
Мнение колумнистов может не совпадать с точкой зрения редакции