Расказачивание: хроники трагедии
Уничтожение станиц, взятие заложников с детьми и массовое истребление казаков даже по жестоким меркам Гражданской войны не имеет аналогов.
Перед Первой мировой войной население Российской империи составляло 166 миллионов человек. Из них казаков было от 4,5 до 6 миллионов. В строю было 300 тысяч штыков. Самым большим было Донское войско – 2,5 миллиона и Кубанское – 1,4 миллиона. Кроме того, существовали Терское, Амурское, Уссурийское, Сибирское и Забайкальское казачьи войска. Уральское казачество насчитывало 150 тысяч человек и в ходе Гражданской войны было уничтожено бесследно.
Ленин считал казачество «привилегированным крестьянством». Привилегии были оправданы необходимостью военной службы для всех казаков. На Дону казаки составляли 43% населения, но владели 80% земель. При рождении казаку полагался пай земли. Остальная земля, «войсковой запас» сдавалась в аренду и давала средства для содержания казачьей администрации и учебных заведений. По статистике на Дону казачий земельный надел превышал крестьянский в 5 раз, хотя четверть казаков числилась бедняками.

Казачество вполне могло сохранить нейтралитет и даже выступить на стороне большевиков. Легендарный командарм Филипп Миронов (орден Красного Знамени № 3) создал 2-ю Конную армию из казаков. Однако политика по конфискации урожая 1918 года и топорные запреты носить лампасы, проводить ярмарки и даже называться казаками оттолкнула часть казачества от революции. В циркулярном письме, которое подписал Яков Свердлов, содержалось прямое требование массового террора. Были перечислены методы: «сожжение казачьих хуторов», «беспощадные расстрелы всех без исключения», «расстрелы через 5 или 10 человек населения станиц, где оказывалось сопротивление власти», «массовое взятие заложников»…
Вслед за письмом в газете Троцкого «Известия народного комиссариата по военным делам» появилась статья, в которой перечеркивались заслуги казачества: «У казачества нет заслуг перед русским народом. У казачества есть заслуги перед темными силами. По боевой подготовке казачество не отличалось полезными действиями. При исследовании психологической стороны этой массы заметны свойства представителей зоологического мира. Пролетариат не имеет нравственного права применять к Дону великодушие: Дон необходимо обезлошадить, обезоружить, обезнагаить. Революционное пламя должно навести ужас, и казаки, как евангельские свиньи, должны быть сброшены в Черное море».
О трагических событиях 1919 года в третьей книге «Тихого Дона» рассказал Шолохов. Но публикация была остановлена, пришлось обращаться к Сталину. Циркулярное письмо Свердлова из романа удалили, зато осталось описание восстания в родной станице Шолохова Вешенской. 30 тысяч казаков выступило против большевиков с лозунгами «Советы без коммунистов». Власти подавить восстание не смогли, был взят власть курс на смягчение политики.
Командарм Миронов не видел связи между революцией и уничтожением казачества и отказался поддержать расказачивание. В письме к Ленину он заявил: «Требую именем революции и от лица измученного казачества прекратить политику его истребления». Миронов обвинил во всех грехах комиссаров во главе с Троцким. Как считает историк Рой Медведев, в 1921 году Миронов был убит в Бутырской тюрьме по распоряжению Троцкого.
Историки утверждают, что от расказачивания погибло 1,5 миллиона человек. Особенно пострадало донское казачество. Трудно поверить, но лишь в 1992 году, уже в новой России, казачество было реабилитировано…
Мнение колумнистов может не совпадать с точкой зрения редакции