И все-таки хочется чего-то с чудинкой
Пока в мини-рейтинге лидирует итальянское бюро Land Milano Srl, на втором месте — нью-йоркцы из Perkins Eastman, на третьем — украинская студия ландшафтной архитектуры Максима Коцюбы. Основной задачей всех конкурсантов, а их зарегистрировалось почти сто, было превращение бывшего аэродрома имени Фрунзе в место отдыха горожан. Если взглянуть на три проекта-лидера, можно сказать одно – согласно каждому из них москвичи получат достойный парк. Функциональные зоны, много зелени, велодорожки и интересные архитектурные формы – обязательные элементы и уже традиционный ключ к успеху.
Собственно недавно мы наблюдали нечто похожее. 3 марта Москомархитектура определила трех финалистов конкурса на разработку концепции Триумфальной площади. Всего заявок поступило 127, допустили к участию 44. Только на сей раз тройку победителей возглавило немецкое архитектурное бюро «ST raum a», второе место осталось за московской командой «buromoscow» и третье - за компанией «WOW house»,которая проектировала Крымскую набережную. И вновь победителя должны объявить через некоторое время. Все проекты нуждаются в доработке, подчеркнул тогда Сергей Кузнецов.
А вот победитель большого конкурса на архитектурно-ландшафтную концепцию парка «Зарядье», завершившегося в декабре прошлого года, все-таки был выбран. Им стала международная команда специалистов, которую возглавила американская студия Diller Scofidio+Renfro. Однако команды, занявшие второе и третье место, а это группа под управлением российского ТПО «Резерв» и голландцы из компании MVRDV, были приглашены для консультаций. Дело в том, что у американцев не хватает того, что предложили ТПО «Резерв» и команда из Нидерландов, - удачного решения по выходу парка к набережной Москвы-реки и бережного воссоздания связей между прошлым Зарядья и его будущим. Дань истории и связка с рекой были одними из ключевых требований к парку. В результате в победившей концепции будут учтены и архитектурные находки двух других участников. Всего, напомним, участниками конкурса по «Зарядью» стали более чем 450 компаний из 27 стран мира. Впрочем, удивляться тут нечему. Парк рядом с Красной площадью станет новым символом столицы, а потому желающих остаться в градостроительной истории Москвы было предостаточно.
Несмотря на необычное решение – на территории Зарядья американская студия предлагает воссоздать четыре типичные для России природные зоны – концепцию парка роднит с проектами на Ходынке и Триумфальной площади следующее. Все они, на мой взгляд, предлагают в хорошем смысле традиционный городской парк, идеально вписанный в окружающее пространство, что, безусловно, важно в условиях сложившегося архитектурного каркаса столицы. Более того, можно легко понять московские власти, которые хотят сохранить эти исторические места, не «испортив» их чересчур смелыми проектами. Риск тут, действительно, не уместен. Отсюда и стремление учесть элементы сразу нескольких концепций, доработать проекты победителей.
Но все-таки хочется чего-то с чудинкой. Такого, чтобы моментально запоминалось. Чтобы кто-то говорил об этом, и все сразу понимали – это в Москве. Как уникальный парк Хай-Лайн на железнодорожных путях в Нью-Йорке. Как гигантский навес Метрополь Парасоль над площадью в Севилье.
И думаю, постепенно мы к этому придем. Опыт, который получают российские архитекторы, участвуя в международных конкурсах, в том числе и в Москве, бесценен. Талантливые, энергичные, однажды, я уверена, они обязательно придумают что-нибудь такое … с чудинкой.
Мнение автора колонки может не совпадать с мнением редакции.
Мнение колумнистов может не совпадать с точкой зрения редакции