Территория романтики
Шипнигов Ивав / Фото: Игорь Ивандиков50-е годы прошлого века. Советский союз возвращается к мирной жизни, для восстановления которой нужны большие средства — их нет в обескровленной Отечественной войной экономике страны. Колымские запасы золота истощены довоенной «золотой лихорадкой». Решено разведать новые месторождения драгоценного желтого металла на Чукотке.
«В тот год на Территорию пришло необычное лето. В июне свалилась невиданная жара — тридцать градусов»…
Роман Олега Куваева «Территория» вышел в свет в 1975 году, в СССР выдержал около 30 изданий, был переведен на многие языки и уже через три года после выхода экранизирован. Чем вызван такой баснословный даже по советским меркам успех? Казалось бы, страшные тайны «лагерного края» Колыма разоблачены в ходе XX съезда партии, «Дальстрой» упразднен.
Уже в 1968 году в фильме «Бриллиантовая рука» звучит фраза, ставшая крылатой: «Будете у нас на Колыме — милости просим!» Мода на геологическую романтику среди советской молодежи к этому времени сошла на нет. Остается ответ, лежащий вне всяких исторических контекстов: Куваев рассказывает о золоте — а это всегда интересно.
«…Золото — прекраснейший из металлов» — этой цитатой из письма Колумба начинается «Территория». Собственно, дальше можно не продолжать, но Куваев продолжает и строит сложный и напряженный сюжет, двигатель которого, как ни странно, вовсе не золотая лихорадка. В историческом разрезе главный герой куваевского романа, конечно, же Чукотское россыпное золото. Но в художественном плане золотая жила — лишь повод для изображения сильных и мужественных людей, в тяжелых северных условиях выполняющих опасную и важную работу.
«Мы — наследники, — обращается один из героев «Территории» к коллегам по поисковой экспедиции. — Нашими предками были купцы, авантюристы, охотники за сокровищами. Одиссей был нашим предком, аргонавты имеют к нам такое же отношение, как наши деды. Там, где купец останавливался на ночлег, выросли торговые города древности. По нашим следам так же растут города».
Современного читателя вряд ли привлечет историческая, геологическая, очерковая, бытописательская точность Куваева. Но вне своего времени «Территория» читается просто как хороший приключенческий роман — сегодня это тоже своего рода драгоценность, которую можно найти, лишь промыв горы песка.
Мнение автора колонки может не совпадать с мнением редакции
Мнение колумнистов может не совпадать с точкой зрения редакции