Даешь стране угля!
Но что-то не клеится. Видимо, это и беспокоит министра: «Молодежь, замученная реформами образования, не способна и не готова к реальности, к реальному бизнесу, к реальной работе инженерами и преподавателями» , - отметила Васильева в недавнем интервью одному из изданий.
Реформы надоели, это правда. Хочется стабильной системы, отвечающей требованиям времени, запросам общества и государственным интересам. Но не слишком ли идеализирует нынешнее состояние общества госпожа Васильева, заявляющая, что возврат к традициям возможен в одной отдельно взятой сфере современной жизни? «Мы - народ пассионарный, мы мелко мыслить не умеем», - утверждает министр. Нет ли в этой фразе противоречия? Непреодолимое внутренне стремление к деятельности, направленное на осуществление каких-либо целей у амбициозной молодежи XXI века присутствует с лихвой. Но, исходя из той же советской идеологии, согласно которой труд должен в первую очередь приносить пользу Родине, мыслят сегодня будущие трудящиеся страны мелко. Потому что выбирают себе профессию по принципу престижности и хорошего заработка, а не ради приоритетности государственных интересов. Стране остро не хватает рабочих рук? Попробуйте, найдите среди подрастающего поколения хоть одного, готового ради великой цели добыть угля, как стахановская бригада, в 14,5 раза больше нормы. Может, не образование нужно опять по-новому старому перетасовывать, а сознание – и не только детей, но и взрослых?
Консервативность , к которой апеллирует министр образования, хороша тогда, когда есть идеологическая база для приверженности традиционным ценностям. Увы, в современных условиях натянуть древний сюртук на нынешнего тинэйджера уже вряд ли удастся.
Многие сегодня с ностальгией вспоминают советское время, когда общество было объединено ради одной великой цели - процветания государства, светлого будущего всего народа. «Было два периода в истории XX века, когда мы усиленно учились, - это военные и послевоенные годы», - говорит историк, министр образования Ольга Васильева. Не поспоришь. Но при этом, не дай бог, молодому поколению пережить подобные потрясения.
С существующей системой образования действительно надо срочно что-то делать, но отнюдь не «назад в СССР», а вперед. Уж очень изменились с тех пор условия, начиная с идеологии (или ее отсутствия) и заканчивая новой информационной средой, вливающей в молодые умы принципы прагматизма во имя личной выгоды. И трудно не согласиться с министром образования, что наши дети сегодня все меньше думают самостоятельно и все больше мыслят шаблонами, что «превращает их в роботов, неспособных действовать вне рамок». Но только ли школа в этом виновата? Она ли должна обеспечить возможность тех же выпускников адаптироваться к промышленно-экономической политике, которая есть в стране и мире? Можно ли сегодня заставить подростка поверить, что вне зависимости от того, кем ты работаешь, ты достоин уважения, потому что трудишься во благо Родины?
Перелопатить сознание масс, заставить их поверить в то, во что перестали верить их родители - задача, решить которую заявлениями о том, что раньше все было как-то лучше, едва получится. Потому что дети наши родились в другой стране и воспитываются в обществе утраченных надежд. Они прагматики. Так дайте же им повод поверить, воодушевиться во имя общей высокой цели. Может, тогда ценности, идеалы и традиции вернутся на свое достойное место - те, которые дарили радость от чувства коллективизма, счастье великих побед и гордость за достижения страны, в которой живешь.
Мнение автора колонки может не совпадать с точкой зрения редакции "Вечерней Москвы".
Мнение колумнистов может не совпадать с точкой зрения редакции