Просто дебилы
Расстрел карикатуристов исламским террористом в ответ на карикатуры на пророка Мухаммеда сделал тогда их в глазах многих мучениками. И вот теперь «наследники мучеников» добрались непосредственно до нас, опубликовав карикатуры на погибший на Синайском полуострове самолет А321 с 224-ми нашими согражданами на борту.
Два рисунка опубликованы на последней странице журнала в рубрике "Обложки, которых вы избежали". Там обычно журнал публикует варианты рисунков, которые были предложены сотрудниками редакции для оформления первой обложки выпуска, однако были отвергнуты. Последняя страницы в прессе – традиционно вторая по значимости после первой, ее читатели смотрят чаще, чем внутренние.
На первой карикатуре изображен бородач (исламист?) с автоматом на спине, пригнувшийся и обхвативший руками голову, словно прикрываясь от падающих на него обломков самолета, а также тела одного из пассажиров. Подпись тут такая: "Исламское государство": Россия интенсифицирует бомбежки". Вторая озаглавлена иначе и заходит, так сказать, на тему с другой стороны»: "Опасности российских лоукостов". На желтом фоне - человеческий череп белого цвета с живыми глазами. На нем солнцезащитные очки, сломанные пополам и обнажающие правый глаз. На заднем плане - останки человеческих тел, лужа крови и фоном всему - остов горящего самолета. "Надо было мне лететь компанией Air Cocane". Так "изящно" обыгрывается тема недавнего французского скандала с двумя французскими пилотами, арестованными в Доминикане по обвинению в контрабанде кокаина.
Карикатура на авиакатастрофу – это конечно, новый «вклад» в дело борьбы за "свободу слова". Когда речь шла об антиисламских рисунках (впрочем, карикатуристы не обошли своим вниманием ни одну мировую религию), у нас многие, оправдывая современных "жанов эффелей" (Жан Эффель – известный французский художник-карикатурист, работавший в том числе и по "атеистической тематике", наиболее известное его произведение – комиксы "Сотворение мира" - издавалось в том числе в СССР, - прим "ВМ"), говорили о давних "антиклерикальных традициях" французской сатиры, восходящей корнями к Великой французской революции. Это когда толпы восставшего народа рвали священников на куски в буквальном смысле слова, а рубили им головы так и вообще "пачками". Прямо как у нас в годы Гражданской, если кто забыл. Однако мне и тогда уже казалось, что "антиклерикальная традиция" зашла явно куда-то не туда. Потому что, во-первых, не смешно, во-вторых, грубо. Этак можно любую "сортирную живопись" объявить проявлением свободы самовыражения.
Когда же в сентябре нынешнего года тот же журнал опубликовал карикатуру на утонувшего трехлетнего сирийского мальчика-беженца на фоне рекламы "Макдональдса" (мол, не доплыл до еды), число тех, кто стал сомневаться в методах борьбы за свободы самовыражения "по Шарли", еще более выросло. Детей-то может, уж точно не надо трогать? Но и тогда нашлись адвокаты – хочется написать "дьявола". Мол, это же не они утопили мальчика, а во всем виноват ИГИЛ, а карикатуристы лишь обратили внимание на это чудовищное обстоятельство наших дней.
Между прочим, к этому моменту "Charli Hebdo" уже перестал публиковать карикатуры на пророка Мухаммеда. Отчего же? Неужто инстинкт самосохранения сработал сильнее тяги к неограниченной свободе слова? А отчего бы, как говорится, не продолжать вопреки гибели своих сотрудников? На место павших вставали бы все новые и новые герои. Ротация кадров была бы ошеломительной. Вот, кстати, тема для карикатуры по их рецептам: на место расстрелянных и зарезанных исламистами карикатуристов (стоит нарисовать горку трупов на заднем фоне) стоит в лужах крови, скажем - очередь борцов за свободу слова с горящими глазами и карандашами наизготовку.
Кстати, французские бесстрашные карикатуристы раньше проявляли признаки зачаточной вменяемости. Когда надо. «Charlie Hebdo» был основан в 1970 году - сначала как ежемесячник, с 1992 года стал еженедельником. А вот предшественник «Шарли» журнал «Хара-Кири» был закрыт после грубой шутки по поводу смерти генерал де Голля в 1970 году. «Шарли» считает себя «наследником» «Хара-Кири». Однако «для своих» свобода слова в нем тоже не оказалась абсолютной. Так, в 2008 году, когда сотрудник журнала Морис Сине нарисовал хамскую, да еще вдобавок антисемитскую карикатуру на тогдашнего президента Саркози, главный редактор сначала приказал карикатуру из номер снять, а потом, после отказа, уволил смутьяна.
Впрочем, после расстрела 7 января 2015 года журнал оказался на вершине журналистской славы. Его следующий тираж разошелся за 15 минут 3-мя миллионами, а потом еще допечатали миллионов 5, установив абсолютный рекорд французской прессы. В феврале текущего года тираж достигал 8 миллионов. Вот такой мощный рыночный эффект получился, - каждый номер стоит 3 евро. За прошедшие несколько месяцев журнал был удостоен аж нескольких всевозможных премий, отметивших его вклад в борьбу за свободу слова. В том числе, успели его наградить и после сентябрьской карикатуры с сирийским утонувшим мальчиком.
Нынешнее «достижение» по этой части встретило осуждение большой части европейской общественности, не говоря уже о российской. Мне же кажется, что в истории о том, «Шарли Эбдо» борется за свободу слова», пора ставить жирную точку. Потому что они никакие не борцы, а просто дебилы.
Мнение автора колонки может не совпадать с мнением редакции "Вечерней Москвы".
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ
Совсем ошарлели
Колонка нашего обозревателя Леры Бокашевой
Январь этого года был окрашен в черные тона. Расстреляна скандальная редакция французского журнала "Шарли Эбдо"! "Пострадали за свободу", - под таким лозунгом главы государств поехали в Париж и шли там в многотысячной демонстрации с плакатами "Я - Шарли". Хотя уже тогда раздавались слабые голоса - не над всем можно смеяться. Над верой нельзя. Над смертью нельзя. Потому что тогда она, смерть, придет и в ваш дом... Костлявая не прощает таких шуток.
"Шарли" пострадали, но не изменили себе. И вот были снова карикатуры над исламистами, и даже - над утонувшим мальчиком, ставшим символом беженцев. Что-то вроде "Не успел в Макдональдс". А сейчас вот "Шарли Эбдо" разразились карикатурами на нашу боль, на наше горе. (далее)
Мнение колумнистов может не совпадать с точкой зрения редакции