Запойная арифметика
Фото: Из архиваНет, они просто сделают запас. Более того, по статистике, чем больше ограничений на покупку чего-либо вводится (по времени ли, месту, количеству и т. д.), тем больше человек покупает заранее, «на черный день», это чисто психологический эффект, известный всем маркетологам и торговцам.
Решить проблему алкоголизации населения (а именно ее, как я понимаю, и собираются решать уважаемые депутаты) можно только доступностью качественного заводского алкоголя для всех. Вот говорят: у нас много суррогата, народ травится горячительным. В принципе, да, сейчас на нашем рынке примерно 45% крепкого алкоголя — нелегальная суррогатная продукция. На Западе подделок 10–12%. Но значит ли это, что алкогольной смертности там меньше? Отнюдь.
Например, в Америке отравлений гораздо больше, чем в России. У нас каждый год гибнут от некачественного алкоголя примерно 11 тысяч человек из 146 миллионов населения. В США — более 32 тысяч человек на 310 миллионов, то есть в 1,5 раза больше. Но значит ли это, что они также запойно потребляют одеколон, настойку боярышника и прочие жидкости, для возлияний не предназначенные? Нет. Почему? Считайте сами. Пособие по безработице в Западной Европе или в США составляет примерно 900 долларов, самая дешевая бутылка крепкого заводского алкоголя стоит 4,5 доллара, а для самых нищих продается 40-градусный продукт по цене 2 доллара за литр. То есть на пособие по безработице американец может купить более 200 бутылок крепкого алкоголя.
Берем нашу статистику. Самая дешевая бутылка водки у нас сейчас стоит в районе 210 рублей. На пособие по безработице (примерно 4 тысячи рублей) у нас можно купить меньше 20 бутылок. Минимальная зарплата, которую выплачивают сейчас в регионах, составляет 8 тысяч. В пересчете на дешевую заводскую водку это получается 40 бутылок. Нормальной зарплатой в регионах считается 15 тысяч рублей чистыми, но и это всего-навсего 75 бутылок. А там безработный может накупить 200. Вот и все. У нас алкоголь примерно в 8 раз дороже, чем на Западе, причем эта дороговизна вовсе не от алчности производителей или продавцов. В этой самой дешевой бутылке водки, о которой мы говорили, почти 130 рублей — налоги государства. Так что на Западе люди чаще, чем мы, умирают от отравления спиртным вовсе не потому, что потребляют суррогат. Они там травятся, так сказать, избытком, имея возможность купить гораздо больше за меньшие деньги.
Конечно, случаются и там истории с суррогатами. Алкоголь подделывают повсеместно. В Чехии, например, 2,5 года назад порядка 60 человек отравились ромом, в который попал метиловый спирт. С этим пытаются бороться: вводят ограничения по времени, месту, возрасту, но все это не приносит практически никаких плодов. В общем, доступность качественного спиртного для населения — главный и основной принцип борьбы с нелегальной суррогатной продукцией.
ЕСТЬ МНЕНИЯ
Алкоголь губит потомство
Колонка директора независимого института семьи и демографии Игоря Белобородова
Алкоголь и уровень рождаемости очень тесно связаны. Многие мои коллеги приводят классический пример: бум рождаемости в СССР пришелся на середину 1980-х, когда бушевала антиалкогольная кампания. Кстати, именно в это время Россия в последний раз достигла уровня рождаемости, который был выше естественного порога замещения поколений. На одну женщину приходилось 2,2–2,3 ребенка. Сейчас для сравнения этот показатель куда ниже — 1,8 (далее...)
Пьем много и, главное, неправильно
Колонка доктора медицинских наук, сотрудника московского НИИ психиатрии Александра Немцова
Принято считать, что Россия — самая пьющая страна мира. Это ерунда. Самая пьющая страна мира сегодня Белоруссия, где в среднем на душу населения старше 15 лет выпивается 17,5 литра чистого спирта в год. Практически такие же показатели — свыше 17 литров — на Украине и в Эстонии. На четвертом месте — вполне благополучная Чехия, а мы лишь пятые. При этом, по данным ВОЗ, у нас на душу населения приходится 15 литров чистого спирта. Что такое 15 литров? (далее...)
Пиво без водки — деньги на ветер
Колонка обозревателя "ВМ" Александра Никонова
Я против всех — и пивных, и водочных! Я всех, кто обо мне без меня заботится, не очень понимаю. Или они меня. И почему все пытаются вечно решить за меня, могу ли я читать те или иные сайты, смотреть то или иное кино, или даже порнуху? Почему мне запрещают смеяться (по-доброму, конечно) над религией, если таковы мои убеждения, или покупать вино после одиннадцати вечера, если у меня в этом нужда? Почему эти отцы и матери народные все время пытаются все решить за меня? (далее...)
Меньше градус, да лучше
Колонка обозревателя "ВМ" Ксении Фокиной
Предложение Союза пивоваров России выглядит дерзким. Вариант законопроекта о регулировании алкогольной продукции, который был составлен от лица производителей, с одной стороны, не может не вызывать огорчения у производителей вина. Виноделы и производители крепкого алкоголя, понятно, хотят равных прав в реализации своей продукции. Однако закон — это прежде всего равновесие в интересах граждан (далее...)
Мнение колумнистов может не совпадать с точкой зрения редакции