Учителя получают все больше. Но и этого мало
Давайте будем честны: откровенная бедность учителей, которую общество мечтало побороть десятилетиями, сказывалась и на детях. Низкая зарплата провоцировала профессиональное выгорание, поэтому многие молодые учителя просто меняли сферу деятельности. Они уходили куда угодно: в менеджеры, репетиторы... Да мало ли кем можно стать с приличным образованием! При этом детей продолжали учить педагоги «старой гвардии» со всеми вытекающими последствиями. При всех профессиональных качествах с детьми во все времена нужно говорить на их языке, зная последние новости из блогов, подкастов и сторис. Все это для многих учителей было за гранью понимания, и отношение подростков они получали соответствующее.
Сегодня мало быть фанатом своего дела — важно за это получать достойные деньги. Постоянное преодоление себя и обстоятельств давайте оставим в лихих 90-х. Учителя не должны работать по 10–12 часов (подготовка к уроку, сам урок, проверка домашних заданий, общая бюрократия) за деньги, которые могут получать, работая из дома на удаленке, — благо предложений на рынке предостаточно.
За 10 лет учебы я поменяла пять школ, и во всех — от общеобразовательных учреждений до гимназии — дети оценивали педагога по одним и тем же критериям. Это может жестоко прозвучать, но, помимо вовлеченности в урок и собственно знаний, ученики цепким взглядом безошибочно оценивали внешний вид, понимание актуальной повестки и общую степень усталости учителя. Если педагог не излучал силы и уверенности, не пресекал любых попыток позубоскалить в свой адрес каким-то намеком, он моментально терял авторитет среди детей. Согласитесь, трудно хорошо выглядеть и чувствовать себя отдохнувшим при хронической нехватке денег. И вот, наконец, этот вопрос решен. Но радоваться рано.
Сейчас тут и там начнутся разговоры о том, что за такие деньги учитель должен заменить всех репетиторов: «Увеличить часы работы! Пусть работают с детьми индивидуально!» и т. д. Да не нужно требовать от учителей невозможного, им и так трудно. Я понимаю родителей, которые платят деньги за учебу и хотят, чтобы их чадо получило знаний по максимуму. Но объективности ради стоит иногда вставать и на место учителей. В каком бы вы были моральном и эмоциональном состоянии, общаясь ежедневно по 6 часов с толпой активных детей? Думаю, его можно было бы коротко описать как «выжатый лимон». И вот за это педагоги должны получать достойную зарплату. Это справедливо.
Повышение зарплаты привлечет молодые кадры, учителя смогут говорить с детьми на одном языке, быстрее осваивать и внедрять новые программы, менять подход к ученикам и развиваться сами. Повышение зарплат избавит профессиональную сферу от манипуляций и высказываний вроде: «Я одна, а вас много!». Повлияет ли это на качество образования — спорный вопрос. Это во многом зависит от школьников и их мотивации. Но хотя бы одним глобальным вопросом в столичных школах будет меньше.
Мнение автора колонки может не совпадать с точкой зрения редакции «Вечерней Москвы»
ДРУГОЕ МНЕНИЕ
Никита Миронов: За такие деньги учителя обязаны пахать
По идее, за 110 тысяч рублей учителя обязаны не только пахать как проклятые, но и выдавать результат. А особых результатов я как родитель не вижу. Я зарабатываю деньги, чтобы отнести их репетиторам (далее...)
Мнение колумнистов может не совпадать с точкой зрения редакции