ср 23 октября 23:19
Связаться с редакцией:
Вечерка ТВ
- Город

Главная страница ВМ

Сергей Собянин призвал москвичей предложить идеи по улучшению парков

Стоимость родового сертификата в России планируют увеличить

Назначен новый глава Департамента труда и соцзащиты населения

Малышева рассказала, когда вернется к съемкам после госпитализации

Как будут отдыхать россияне на ноябрьские праздники

Синоптики предупредили метеозависимых о риске природной гипоксии

Что стало с «Норд-Остом» после теракта

Турция отказалась считать операцию в Сирии завершенной

Кинолог рассказал, чем лучше кормить собак

«Готовим законопроект о запрете аниме»: как японцы обидели Поклонскую

Врач заявил о пагубном влиянии кофе на иммунитет

Чем опасно долгое использование смартфона

Михаил Ефремов: Горбачев спас Россию

Митрополит Калужский и Боровский Климент

Преподобный Сергий Радонежский

8 октября — день памяти преподобного Сергия Радонежского. Святитель Филарет Московский, говоря о подвиге преподобного, восклицает: «Откройте мне ковчег, покажите сокровище, оно непохитимо и неистощимо». Жизнь святого — это ценный образец простоты, смирения и молитвы, к которому можно обращаться непрестанно.

К первой трети XIV века иноческая жизнь пришла в упадок. Поскольку на Руси монашество только начинало развиваться, оно не успело впитать многовековой опыт отцов-подвижников. Несмотря на то, что влияние и личный пример преподобных Антония и Феодосия Киево-Печерских были сильны, через несколько поколений, когда перед монашествующими уже не было того сильного образца духовной жизни, склонность к независимости взяла верх. Общежительный устав практически стал формальностью.

Некоторые монастыри создавались по решению князей. Они выбирали игумена, и тот вынужден был считаться с волей жертвователей. Инокам приходилось самостоятельно искать средства к существованию. Происходило обмирщение монашествующих.

Не воспринимали отдельные иноки и наставничество более опытных подвижников. Некоторые из них брали на себя непосильные труды и впадали в прелесть, а другие, напротив, позволяли себе многие послабления.

Для того чтобы Бог простил Русскую землю, нужно было подняться на новый уровень духовности. Необходим был истинный монашеский подвиг, образец постоянного духовного и физического труда, воплощенный в жизни конкретного человека. Именно в такое сложное время Господь даровал русскому народу Своего угодника, истинного исихаста — преподобного Сергия Радонежского.

Преподобными называют святых, несших подвиг монашеской жизни. Это люди, уподобившиеся Христу в добродетели. Господь не имел семьи, не имел собственности и говорил, что Он во всем послушен воле пославшего Его Отца (см. Ин. 5:30). Монах должен делать все, что максимально приблизит его к Спасителю, поэтому, когда человек решается вступить на этот путь, он дает обеты нестяжания — отказа от собственности, послушания — отречения от собственной воли, целомудрия — добровольного предпочтения безбрачия созданию семьи. В монашеской практике XIII — начала XIV века они часто не соблюдались, а преподобный Сергий своим подвигом возвел их на новую высоту, показал значимость обетов в духовной жизни.

С юных лет Варфоломей — так звали преподобного до пострига — уделял целомудрию, нестяжанию и покорности воле Божией особое внимание, вдохновляясь опытом светильников монашества — Антония и Феодосия Великих, Саввы Освященного и многих других. Мирские радости и суета не прельщали юношу, поэтому он решился отказаться от собственности, полагаясь на Господа, и не создавать семьи, хотя к подвигу супружеской жизни он относился с особым почтением. Именно поэтому угодник Божий просил родительского благословения на иночество.

Отец и мать не препятствовали желанию сына, но просили, чтобы тот успокоил их старость, а уже после вступал на путь монашества. Варфоломей принял их просьбу с кротостью и послушанием, видя в ней Божественный Промысел. Время, которое он отдал без остатка служению родителям, помогло ему укорениться в решении стать монахом.

«Вечерняя Москва»

ФОТО: «Вечерняя Москва»

Добродетель всецелого доверия воле Господней крепла в святом. Мы видим это, вспоминая избрание преподобного Сергия игуменом, эпизоды его смиренного ухода из обители и безропотного возвращения в Троицкий монастырь. Угодник Божий отсекал собственные желания. Он говорил, что по душе ему не властвовать, а подчиняться, но да будет на все воля Божия. Вновь его безоговорочная вера проявилась в случае с отсутствием продовольственных запасов в обители. Святой обратился к Богу, и скоро у братии вновь появился хлеб. Таким образом преподобный противопоставил веру самоволию, показывая братии высоту монашеского делания.

Любое поучение старца было выстрадано путем его личной борьбы со страстями. К святому приходили многие люди, узнавшие о его терпении, милосердии, незлобии, и оставались подвизаться рядом с ним. В преподобном Сергии они видели живой пример преображения человека светом Божественной благодати.

Святой много трудился, первым шел выполнять монастырские послушания и никогда не позволял себе присесть во время богослужения. В то время как Византия постепенно приходила в упадок, преподобный перенял у великих подвижников опыт умной молитвы и непрестанно упражнялся в ней.

В чем суть монастырской реформы радонежского святого? Он старался вернуть монашество к идеалу, что являлось очень сложной задачей. Изначально не повиновался преподобному даже самый близкий человек — его брат Стефан. Никто не хотел терпеть добровольные лишения, укрощать собственный эгоизм, подчиняться игумену. Тем не менее смирением и личным примером преподобный Сергий сумел преодолеть сопротивление, показать действенность общежительного устава и высоту иноческого подвига в самоотречении.

Святой воспитал поколение истинных монахов, молитвенников, в числе которых преподобные Афанасий, основатель Высоцкого монастыря в Серпухове, Ферапонт Боровенский, воздвигший Успенский монастырь вблизи города Мосальска Калужской области, Савва Сторожевский, создавший обитель Рождества Пресвятой Богородицы, и многие другие. Около сорока монашеских общин основали последователи Сергия Радонежского, и многие из его учеников прославлены в лике преподобных. Так, благодаря трудам святого, Русь переняла духовную составляющую монашества и постепенно стала оплотом православной веры.

Новости СМИ2

Сергей Лесков

Все, что требует желудок, тело и ум

Екатерина Головина

Женщина, которая должна

Митрополит Калужский и Боровский Климент 

Чтобы быть милосердным, деньги не нужны

Георгий Бовт

Верен ли российский суд наследию Александра Второго Освободителя?

Оксана Крученко

Соседи поссорились из-за граффити

Александр Никонов

Искусственный интеллект Германа Грефа

Ольга Кузьмина  

Выживший Степа и закон бумеранга